22 декабря
Загрузить еще

Закон об особом статусе Донбасса: шаг вперед или два шага назад?

Закон об особом статусе Донбасса: шаг вперед или два шага назад?
Фото: Достичь мира сложно, но пока каждая сторона пытается соблюдать договоренности. Фото: REUTERS

Большинством в парламенте приняли сразу три решения - ввести в Донбассе особый порядок, определить точный перечень городов и районов, в которых его введут, и признать неподконтрольную часть территории Донецкой и Луганской областей оккупированной территорией.

Ключевой фактор - введение особого статуса для Донбасса. Это один из пунктов Минского меморандума, принятого в сентябре. Верховная Рада предпринимает уже вторую попытку расширить полномочия для востока Украины. Впервые за особый статус проголосовали в сентябре прошлого года (в тот же день, когда в парламенте ратифицировали Ассоциацию с ЕС). Однако уже 14 ноября президент аннулировал закон. Причиной стали незаконные выборы, которые прошли в "ДНР" и "ЛНР" 2 ноября.

В проблему выборов ситуация замкнулась и сейчас. Согласно президентским поправкам, особый статус Донбассу предоставят только после проведения внеочередного волеизъявления. При этом выборы должны пройти только после полного отвода техники, возвращения в Донбасс украинских СМИ, со свободным доступом всех наблюдателей и по украинскому законодательству.

Принятые инициативы тут же заставили задаться вопросом: к чему это приведет?

"Комсомолка" составила три примерных сценария дальнейшего развития событий:

Возврат к боевым действиям

Выполнимы ли новые условия, эксперты затрудняются ответить, поскольку ситуация на востоке Украины сейчас может развиваться неожиданно.

- Нынешние шаги украинская власть уже делает только для международного сообщества, для того, чтобы ее не обвинили в срыве Минских соглашений. Но по факту Минск сорван, а сейчас идет банальная имитация, что договоренности работают. Это может завершиться весенней эскалацией конфликта, возвратом к активным боевым действиям, и украинской стороне не удастся здесь рассуждать с позиции силы. Не исключено, что нас будет ждать еще Минск - 3, 4 или 5, - говорит Владимир Горбач, политический аналитик Института евроатлантического сотрудничества.

Опасаются этого и на неподконтрольных Украине территориях. Во-первых,  пугают возобновлением военных действий спикеры "ЛНР" и "ДНР". Во-вторых, слишком шатким видится дончанам наступившее затишье.

- По улицам страшно ходить, очень много вооруженных людей. Да и технику отведенную можно в любой момент вернуть, - рассуждает дончанка Ольга Нестеренко. - К тому же люди знают о существовании провокаторов и никому не подчиняющихся боевых групп. Поэтому, если у нас вновь начнется пальба, никто не удивится. Хоть и хочется мира…

Создание прочной переговорной площадки

Позиция Киева представляется очень прочной сторонникам переговорного процесса, который украинская власть ведет на всех уровнях.

А в принятых законах заложены догмы, которых в перспективе будут придерживаться дипломаты.

- Принятие таких законов можно считать подготовкой к поиску реального компромисса, как того требуют все каноны переговорного процесса. Украина четко обозначила свою позицию и намерена добиваться "худого мира". А для этого необходимо выйти на переговорную площадку с прочными позициями. В нынешней ситуации шаг украинской власти дает представление о ключевом - на каких позициях Киев намерен добиваться мира "за столом", - говорит Павел Рудяков, заведующий отдела проблем европейской интеграции Национального института стратегических исследований.

Впрочем, даже простые мирные жители региона видят возможность такого развития лишь в далекой перспективе.

-  "Дэнээровцы" каждый день заявляют, что отсюда они не уйдут и украинское законодательство на их территории не действует. Даже дворнику понятно, что если этот план осуществится, то очень нескоро, - делится мыслями дончанин Сергей Анисимов.

Третий вариант: замороженный конфликт

Новые законы не смогут вывести ситуацию в Донбассе из штопора, а скорее поставят конфликт на длительную заморозку.

- Один из возможных сценариев дальнейшего развития событий - заморозка конфликта по президентскому варианту и поиски политического решения. Причем этот вариант наиболее подходит для украинской власти. Но в случае длительного отсутствия политического решения. При этом сейчас мы видим явно не окончательный вариант принятых законов. На президента в перспективе будут оказывать давление европейские лидеры, которым могут быть не понятны изменения условий введения особого статуса в Донбассе. Сейчас мы видим, как президент пытается переиграть ситуацию и отодвинуть введение особого статуса. Тем самым мы получили "Минск 0", а не выполнение договоренностей по Минску-1 и Минску-2, - говорит Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Рада проголосовала за особый статус отдельных территорий Донбасса

После почти целого дня совещаний, трех переносов начала заседания и общения руководителей фракций с Петром Порошенко украинский парламент все же принял закон об особом статусе Донбасса. За президентский законопроект №2378 проголосовали 265 народных депутатов, сообщил Укринформ.