Депутаты приняли во втором чтении и в целом законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (относительно реформы межбюджетных отношений) (№1557) . За принятие документа проголосовал 231 народный депутат.
"Против" принятие изменений проголосовало 28 народных избранников, еще 7 – воздержали. 78 не голосовали.
По словам премьер-министра Украины Арсения Яценюка, документ также предусматривает, что во время военного положения правительство будет тратить бюджетные средства по согласованию с Президентом Украины.
- Если введено военное положение, то правительство принимает решения по расходованию бюджетных средств по согласованию с президентом. Как только парламент собрался, парламент принимает решения по расходованию бюджетных средств, - сказал он.
Местная власть сможет самостоятельно формировать местные бюджеты, начиная с 15 сентября года, предшествующего плановому, и независимо от того, будет ли принят государственный бюджет, местные органы будут иметь возможность до 25 декабря утверждать свои собственные бюджеты, исходя из соответствующих полномочий. А после принятия государственного бюджета будут происходить лишь корректировки и уточнения показателей в части трансферов, которые передаются из госбюджета на местный.
Также упрощается процедура предоставления гарантий.
Как отмечается в пояснительной записке, законопроектом предусмотрено:
1. Повышение бюджетной и финансовой самостоятельности местных бюджетов.
2. Стимулирование общин к объединению и формированию способных территориальных общин через механизм перехода бюджетов объединенных общин на прямые межбюджетные отношения с государственным бюджетом, наделение таких общин полномочиями, равнозначными полномочиями городов областного значения, лишение права на выполнение делегированных государством полномочий органов местного самоуправления в селах, поселках, городах районного значения, что не объединились.
3. Расширение имеющейся доходной базы местных бюджетов путем:
- передачи из государственного бюджета платы за предоставление административных услуг (кроме 50% административного сбора за госрегистрацию прав на недвижимое имущество и их обременений и государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей), государственной пошлины;
- увеличение процента зачисления экологического налога с 35 до 80%;
- закрепление за местными бюджетами стабильных источников - налога на доходы физических лиц по новым нормативам (бюджеты городов областного значения, районов - 60%, областные бюджеты - 15%, бюджет г. Киева - 40%) и налога на прибыль предприятий частного сектора экономики (областные бюджеты - 10%);
- введение с 2015 г. сбора по розничной продаже подакцизных товаров (пиво, алкогольные напитки, табачные изделия, нефтепродукты) по ставке в диапазоне от 2% до 5% стоимости реализованного товара вместо сбора за виноградарство, садоводство и хмелеводство, который будет поступать в местные бюджеты;
- расширение с 2015 г. базы налогообложения налога на недвижимость путем включения до налогообложения коммерческого (нежилого) имущества.
4. Децентрализации расходных полномочий в социально-культурной сфере и четкое распределение компетенций, сформированный по принципу субсидиарности.
С государственного на региональный и местный уровень передаются отдельные мероприятия и заведения в образовательной и медицинской и культурной сферах; поддержка местных советов физкультурно-спортивных обществ и их спортивных баз и т.д.
5. Введение новых видов трансфертов (базовая дотация, образовательная субвенция субвенция на подготовку рабочих кадров, медицинская субвенция; субвенция на обеспечение медицинских мероприятий отдельных государственных программ и комплексных мероприятий программного характера, реверсная дотация).
Базовая дотация будет иметь компенсаторный характер и обеспечивать выравнивание налогоспособности местных бюджетов по закрепленным доходам (налогу на доходы физических лиц, налогом на прибыль).
Определен механизм распределения и использования новых субвенций в разрезе административно-территориальных единиц.
6. Установка новой системы выравнивания за закрепленными общегосударственным налогам (налога на прибыль и налога на доходы физических лиц) - в зависимости от уровня поступлений на одного жителя. Остальные платежи не подлежат выравниванию и останутся в полном распоряжении местных бюджетов. Указанное будет способствовать обеспечению местных бюджетов достаточными поступлениями и будет стимулировать местные органы власти к привлечению дополнительных поступлений и расширение базы налогообложения.
Показатели доходов столичного бюджета не учитываются при осуществлении фискального выравнивания, объем средств, что превышает средний показатель поступлений по налогам на одного жителя по Украине, не изымается и может быть направлен на финансирование расходов для исполнения г. Киевом функций столицы.
7. Усиление ответственности профильных министерств по реализации государственной политики в образовательной и медицинской отраслях путем определения их главными распорядителями средств соответствующих субвенций.
8. Предоставление права самостоятельного выбора учреждения (в органах Казначейства или учреждениях банков) по обслуживанию средств бюджета развития местных бюджетов и собственных поступлений бюджетных учреждений.
9. Упрощение процедуры предоставления местных гарантий и осуществление заимствований от международных финансовых организаций.
10. Изменения в разграничении зачисления средств экологического налога (кроме налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов), с предвидением зачисления в государственный бюджет 20% поступлений, а в местные бюджеты - 80%, в том числе в областных бюджетов - 55%, сельских, поселковых, городских бюджетов -25% и бюджета города Киева - 80%.
Значительное увеличение ресурса областных бюджетов позволит обеспечить финансирование расходов, связанных с финансированием государственных ветеринарных лечебниц и ветеринарных лабораторий, которыми обеспечивается эпизоотическое благополучие соответствующих территорий путем проведения лечебных, лабораторно-диагностических, профилактических работ, контроля за качеством продуктов питания и т.д.
Также предусмотрено законодательное регулирование иных вопросов бюджетных отношений, в частности:
- определен порядок казначейского обслуживания в особый период;
- усилена ответственность главных распорядителей бюджетных средств в части формирования паспортов бюджетных программ и внедрение формы внутрихозяйственного (управленческого) учета для сбора информации, необходимой для подтверждения результативных показателей бюджетных программ;
- предусмотрена норма относительно формирования местными органами власти объема бюджета развития (не менее 10% объема общего фонда собственных доходов местных бюджетов);
- дополнен перечень защищенных расходов, расходами на мероприятия, связанные с обороноспособностью государства, осуществляемых за счет средств резервного фонда бюджета;
- урегулированы бюджетные отношений в особый период;
"По предварительным расчетам рост ресурса местных бюджетов в 2015 г. составит более 30,0 млрд грн. Поскольку система обеспечивает автономность принятия местных бюджетов и децентрализации, то в будущем такие изменения дадут синергетический эффект и доходы местных бюджетов возрастут в два-три раза. Таким образом в распоряжении органов местного самоуправления будет ресурс для решения вопросов развития общин", - говорится в пояснительной записи к законопроекту.
Напомним, ранее депутаты также приняли изменения в Налоговом и Таможенном кодексах , а также ввели дополнительный импортный сбор 5% и 10%.
Заседание Верховной Рады возобновилось в 20:36 после почти 10-часового перерыва. Утром в воскресенье депутаты также приняли несколько законопроектов:
сняли запрет на продажу домашнего молока и мяса на рынках;
запретили забирать жилье у заемщиков за просроченные валютные кредиты,
разрешили Генпрокурору назначать людей без стажа и младше допустимого возраста
продлили мораторий на отчуждение общежитий до 2019 года.