Иван Жуль провел детство в небольшом селе Переяслав-Хмельницкого района. Мечтал стать моряком и представить даже себе не мог, что жизнь сделает его президентским пилотом.
- Интерес к самолетам появился в кружке авиамоделирования. После окончания школы поступил в Сасовское летное училище гражданской авиации. Дальше была служба в Мелитополе. В 1970 году я начал работать в "Жулянах" на Ан-2, на "кукурузнике". Смотрел тогда на Ту-134 и думал: "Эх, не летать мне на таком никогда…" Это в то время был самый красивый самолет. Даже иностранцы любовались им, - вспоминает Иван Павлович.
Сложный полет в Беловежскую Пущу
Но все-таки пересел он в кресло легендарной "тушки" со своего "кукурузника". Повозил рядовых граждан по СССР, затем - летал за границу. Побывал во всех полушариях, и в 1989-м уже как командиру отряда ему доверили высоких чиновников. Вип-список открыл первый секретарь ЦК КП УССР Владимир Щербицкий. Дальше были Ивашко, Гуренко, Кравчук. Именно Жуль возил Леонида Макаровича в Беловежскую Пущу, где три президента подписали Соглашение о прекращении существования СССР. По словам авиатора, это была очень сложная командировка.
|
- Были три аэропорта, где нас могли принять - Минский, Гомельский и "Пужаны". Мы долго не знали, куда точно летим. Сначала направлялись в Минск, оттуда - на военный аэропорт "Пужаны". Летели какими-то петлями. Ельцина же привезли прямиком туда, - рассказывает Иван Жуль. - С его экипажем у нас отношения не сложились. Эти люди вели себя слишком высокомерно, считали себя выше остальных пилотов. А вот с белорусами все было отлично. Однажды они даже спасли, когда россияне бросили нас в лесу. Было это так. Все экипажи поселили на ночь в охотничьем домике где-то в глуши. Просыпаемся утром, а автобуса, на котором нас привезли, нет. На нем уехал экипаж из России. Что делать? Через несколько часов вылет, а мы даже толком не знаем, где находимся. Побежали по трассе в сторону села, а навстречу белорусские ребята едут - они там ночевали. Благодаря им и добрались в аэропорт.
Когда летели обратно, тоже путали следы - постоянно менялся пункт назначения - сначала пилотам давалась команда двигаться в одну сторону, потом - в другую. Уже вернувшись домой, летчик понял: все это было придумано для того, чтобы сложно было проследить маршрут украинского лидера.
|
Кучма не пьет, а Ющенко любит полихачить и вздремнуть
С Леонидом Кравчуком Иван Жуль полетал совсем немного, а вот с его последователем Леонидом Кучмой - сполна. За более чем 12 лет у них было 290 полетов. За это время мужчина узнал его достаточно хорошо и ничего плохого о бывшем президенте сказать не может.
- Кто-то поговаривал, будто он пьет, так вот я скажу, что это неправда. За все время ни разу его выпившим не видел, - утверждает наш собеседник. - Зато в технике разбирался неплохо. Ему было интересно, как мы можем за пять минут подготовиться к посадке по летному сборнику, почему где-то сели мягко, а где-то не очень.
С Виктором Ющенко у Ивана Павловича была, пожалуй, самая экстремальная командировка. Летали в Ирак, когда оттуда выводили украинских миротворцев. Согласились на это только некоторые его коллеги, потому что в стране, где шла бурная война, какая-то ракета вполне могла угодить в мирный иностранный самолет. Кстати, одна такая на глазах команды Жуля попала в нефтяную вышку. Представьте шок людей в самолете! Поэтому туда и обратно летели быстро и очень осторожно. Безопасный воздушный коридор шириной всего в 3 километра. Выходишь за них - боевики тут же стреляют. Не церемонились и с посадкой. Со стороны она была больше похожа на падение, потому что лайнер приземлялся не плавно по спирали, а стремительно со скоростью 17 метров в секунду.
|
Летчик отмечает: Ющенко запомнился ему как человек эмоциональный, но отходчивый. Вспылив, мог сказать что-то жесткое, но буквально через час успокаивался и добрел. Кстати, Виктор Андреевич любил лично погонять на машине. Садился сам за руль своего джипа и мчал, а охрана за ним только успевала.
Есть ли в самолете золотой унитаз?
Непростой был характер и у Виктора Януковича. Все почему-то боялись, что в гневе он мог ударить.
- Летели мы в Харьков на открытие нового терминала. А там в аэропорту полоса короткая и горбатая. Самолет нужно сажать вдвоем - один сбавляет газ, другой следит за рулем. Получилось так, что я плавно уменьшил скорость, а другой пилот резко отпустил руль и посадка вышла очень жесткой, - говорит Иван Жуль. - Президент вызвал к себе в салон. Ну, думаю, сейчас что-то будет. Объяснял, что полоса плохая, в воздухе была болтанка. Сердитого Януковича это не успокоило. Тогда рассказал, как все было. "Так это не вы виноваты? Позовите, значит, того летчика, а сами теперь всегда сидите на его месте!" - скомандовал он.
Вспоминая Виктора Федоровича, сами собой возникают вопросы о золотых дверных ручках, унитазе и прочих роскошествах. Но наш герой спешит заверить: ничего подобного в самолете и в помине нет! Ручки золотистые, однако это просто краска. Самое дорогое в салоне - белые кожаные кресла. На том и все. Главная особенность правительственного лайнера - расстановка кресел и мебели по зонам. Первая - рабочая - сиденья и стол с телефоном. Вторая - для совещаний - диван, стол и кресла. Она же при необходимости превращалась в место для отдыха. Чаще всего спал во время перелетов Виктор Ющенко, особенно после отравления.
Обещать не значит дать
За годы работы с высокими чиновниками Иван Павлович понял очень важную вещь: просить у них что-то для себя лично бессмысленно. Они могут пообещать, дать распоряжение своим подчиненным, и на этом все застопорится. Как правило, никто из них ничего не выполняет. Оказать какую-то услугу могут только руководители среднего звена.
- Как-то Леонид Данилович предложил нашей стюардессе билеты на концерт Филиппа Киркорова, так она до сих пор их ждет, - смеется пилот.
За все время Иван Жуль получил грамоту от Кабинета министров, книги Кучмы и о Кравчуке. Стал полным кавалером ордена "За заслуги", заслуженным работником транспорта. Владимир Литвин, Виктор Ющенко, Виктор Янукович, Николай Азаров и руководитель СБУ Игорь Калинин подарили Ивану Жулю именные часы. Самыми любимыми стали от Литвина.
- Я много где побывал, много чего видел. Но баснословной зарплаты у меня не было. И в очереди на квартиру, как и многие рядовые люди, стоял 13 лет, - улыбается президентский летчик.