Намеченные в Минске на 12 декабря переговоры об урегулировании ситуации в Донбассе, снова могут быть перенесены. Такой прогноз сделал глава "ЛНР" Игорь Плотницкий. Почему стороны не могут определить точную дате переговоров, мы спросили у экспертов.
Формально главная цель переговоров – это прекращение огня и отвод тяжелой техники. На самом деле речь идет о куда более серьезных вещах – судьбе проблемного региона.
- Ключевой момент переговоров очевиден: как будет выживать проблемный регион, сможет ли получить экономическую самостоятельность. Вокруг этого ведутся торги, - считает политолог Алексей Якубин. - Кроме того мы видим, что прежние Минские соглашения не выполнялись, достаточной степени доверия между сторонами нет, включая наблюдателей от ОБСЕ. А это негативно отражается на будущем результате – каждый считает, что его хотят обмануть. Было бы правильно, если бы в переговорах появился третий сильный участник, который заслуживал бы доверия. Например, представитель от ООН. Или Германии, которая имеет влияние на обе стороны.
По мнению экспертов, самые важные вещи происходят сейчас. Это преддоговоренности: дотации и социальные выплаты, амнистия, культурные вопросы и так далее. Эксперт-международник, бывший народный депутат Тарас Черновил напоминает, что в Минском формате Украина не представлена в переговорах как государство.
- Леонид Кучма – бывший президент, он не может иметь свою позицию и менять ее ходе переговоров. Он – посредник. Минские документы не действуют непосредственно в Украине и получают законность через указы настоящего президента. Поэтому. Например, был издан указ о прекращении огня, - говорит эксперт. – Нынешний формат переговоров имеет смысл, только если конкретизирована и согласована кулуарная часть договоренностей.
По мнению Тараса Черновила, в сценарии "ЛНР" и "ДНР" был расчет на Приднестровский вариант, когда Молдова финансирует зону конфликта, а она остается при своих интересах. Отказ от финансирования загнал регион в тупик.
- Я знаю, что речь о двух основных вопросах: это возобновление финансирования и особый экономический статус, когда де-юре зона конфликта будет называться частью Украины, а де-факто не будет такой, - говорит эксперт. – Украина занимает не менее строгие позиции. Первое - отмена выборов и проведение новых по нашему законодательству. Второе – выполнение требованию к особом статусу местного самоуправления в отдельных регионах. А это означает ,что контроль за государственными органами остается за Киевом.
По прогнозам Тараса Черновила, намеченные на 12 декабря переговоры, скорее всего, могут не состоятся. Но можно ожидать, что за круглый стол представители сторон сядут на следующей неделе