"Ще не вме-е-ерла України ні слава, ні во-о-оля..." - в подвале рядовой киевской школы гремит гимн. Причем поют хором. Мы подбираемся туда, словно разведчики, по длинным и запутанным коридорам. В подвале сумрачно, на стенах - старые плакаты с правилами оказания первой помощи и людьми в противогазах. Страшно? Разве что чуть-чуть и ровно до тех пор, пока не встречаешься с горящими глазами 11-классников школы №243. У них - урок "Защита Отечества". У нас - задача узнать, как нынче учат военному делу.
- Быть учителем сложнее, чем военным, - широко улыбается коренастый военрук - майор Игорь Коляда. - Тут пока ключик к душе детской не найдешь - толку от учения не будет.
Ключик Игорь Николаевич нашел давно - и успешно учит детей строевой подготовке, собирать и разбирать автомат Калашникова. С самим майором 11-классникам тягаться все равно не по плечу - тот собрать автомат может секунд за семь. Опыт...
- Иди и больше не умирай! - назидательно похлопывает одноклассника по плечу статная Аня Билоус. Сегодня она вместе с другими девчонками тоже защищает Отечество. У ребят - сдвоенный урок. Пока мальчики попарно на время разбирают и собирают оружие, девочки начеку - вдруг кому-то станет условно плохо? То и дело военрук командует: "Во время задания ученик повредил руку! А ты - ногу! А у тебя - ранение в голову!" И мальчишки по очереди отправляются на перевязку.
- Мы стараемся максимально приблизить ситуацию к реально военной. Чтобы не растерялись, чтобы доходило до автоматизма, - говорит Коляда. - В этом году отношение у детей к уроку поменялось. Ответственнее, что ли, стали.
Старание налицо. Точнее, на голову, руки и ноги. Девочки в считаные секунды бинтуют парней и отправляют их на "передовую". Кстати, все ребята - в военной форме. Чтобы удобно было ползать по отмашке военрука или стрелять из положения лежа. Правда, на ногах вместо ботинок - кроссовки и сапоги.
К слову, 243-я - одна из немногих киевских школ, где есть тир. Мишени для него делают мальчики на уроках труда. От самых простых жестяных "свечек" - до сложных конструкций в виде яблочек и птичек. Внутри мишени - дырочка. В нее нужно попасть, чтобы сбить подпорку. Тогда фигурка упадет. В общем, система сложная, но ребятне явно по душе. Еще бы - на каком еще уроке можно почувствовать себя снайпером!
- Вот честно, здесь, в подвале, гораздо интереснее, чем на математике! - смеются перевязанные бойцы. - Знаете, как круто, когда сам можешь автомат разобрать? Это ж раз 15 надо туда и обратно, чтобы научиться!
По звонку уже нестроевым шагом 11-классники убегают на переменку. А их место занимает шестиклассник Вадик Янко. Чтобы попасть шомполом в петельку на дуле автомата, ему приходится вытягиваться в струнку. Но решимости парню не занимать.
- У нас среди кружков есть военно-патриотический. Очень популярный. "Защиту Отечества" ведь только в старших классах преподают, а на кружок и младшим можно, - улыбается директор Татьяна Деменко.
- Помню, когда год назад пятиклашки пришли на кружок, я не мог с них противогазы снять! Так им все было интересно, - вспоминает Игорь Николаевич. - Вот автоматы, к примеру, тяжелые для них. А как стараются! Зубы сцепят, но научатся, смогут.
Видео Олега Терещенко.