Российский уголь добывается в открытых карьерах Кузбасса и стоит около 30 долларов за тонну. Однако Киев отказался его закупать исключительно из политических соображений. Об этом заявил Виктор Медведчук.
- Ситуация с поставками угля на украинские ТЭС вызывает множество вопросов. Минэнергоугля заключило контракт на поставку угля из ЮАР еще в сентябре. Тогда чиновников во власти не смутили ни высокие цены на "заморское топливо", ни транспортные расходы. Они бодро рапортовали о "сделке века": отгрузка угля началась, уголь доставлен в Украину, ожидается следующая партия… И вдруг, как гром среди ясного неба, появилась информация о том, что в "угольном деле" не все так чисто: в министерстве проводится обыск, профильного министра Юрия Продана вызывают на допрос. А общественность гадает, кто же нагрел руки на этой афере, — заявил Медведчук.
По его словам, стоимость угля составляет 86 долларов за тонну, плюс расходы на перевалку и транспортировку (в итоге его цена существенно превысит официальную, по которой Украина покупает уголь, добываемый на Донбассе).
- Более того, уголь из ЮАР будет намного дороже российского, который добывается в открытых карьерах Кузбасса (он стоит около $30 за тонну). Однако российский уголь Киев закупать отказался, выбрав более дорогой и менее качественный из-за океана. Можно не сомневаться: исключительно из политических соображений, — добавил Медведчук.
В ТЕМУ
Сколько переплатили за африканский уголь?
После того как на допрос в Генпрокуратуру вызывали министра энергетики и угольной промышленности Юрия Продана, а в прессу попали детали контракта между государственной компанией "Укринтерэнерго" и английской компанией Steel Mont Trading, мы решили выяснить у эксперта, сколько Украина потеряла на этой сделке.
- Решение покупать уголь в ЮАР было политическим, - считает член Набсовета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. - Если бы Украина закупила, как и планировала, 1 млн тонн угля в ЮАР (пока закуплено чуть более 200 тыс. тонн. - Прим. авт.), то при курсе 13 грн. за доллар бюджет получил бы ущерб на сумму 400 млн грн. При сегодняшнем курсе ущерб был бы больше. Если же к этому еще добавить дотации, которые государство выплачивает украинским шахтам, то сумма убытков составит более 1 млрд грн. К сожалению, в нынешних условиях обойтись без импорта невозможно.