Загрузить еще

В донецком аэропорту взлетка уцелела, а от терминала не осталось "камня на камне"

В донецком аэропорту взлетка уцелела, а от терминала не осталось
Фото: Аэропорт пострадал от обстрелов. Фото: скриншот

Бои за донецкий аэропорт идут уже больше четырех месяцев. Первые выстрелы тут раздались 26 мая. С тех пор, что ни ночь, то до 10 штурмов. За последние 6 недель ночь на эту среду была единственной, когда в сторону воздушных ворот не стреляли.

"Комсомольская Правда в Украине" вспоминала донецкий аэропорт и анализировала, что от него осталось после больше чем четырехмесячных жестоких боев.

Новый терминал

В мае 2012 года донецкий аэропорт начинал новую жизнь. В ста метрах от старого терминала с помпой открыли новый – сияющий и огромный. Денег не жалели: одних только бюджетных пошло 3 миллиарда, сколько "отвалили" инвесторы, до сих пор тайна. Уникальные телетрапы, суперудобные кресла, отличный обзор на взлетку и даже новое имя – не просто аэропорт "Донецк", а Международный аэропорт "Сергей Прокофьев" по аналогии с римским "Леонардо да Винчи", парижским "Шарлем де Голлем" и нью-йоркским "Джона Кеннеди".

С выезда на Киевский проспект, который и ведет к воздушным воротам, его видно лучше всего. Сейчас там ни одного целого стекла, обнаженные бетонные конструкции. Задуманное архитекторами легкое и воздушное здание нового терминала сейчас, кажется, можно просмотреть насквозь, ведь оно было полностью стеклянным. Проваленная сожженная крыша и несколько уцелевших на ней букв от длинной надписи "Donetsk Sergey Prokofiev International Airport". Тут, под крышей, раньше был зал вылетов – огромный солнечный холл свободной зоны, за ним – паспортный контроль и контроль безопасности, дальше – три ряда магазинов Duty Free. Теперь тут только толстый ковер битого стекла, простреленные кресла, упавшие полки с алкоголем и парфюмерией.

На этаж ниже – основной вход и столки регистрации. Стекла тут меньше, чем наверху, - выстрелами и взрывами вынесло только стеклянный фасад, с обеих сторон уцелели стены. Впрочем, пулями изрешечено все – сами стойки, мониторы, багажные ленты. Покореженные эскалаторы напоминают фильм ужасов.

Что ниже, можно только догадываться. На -1 этаже – зал прилета. Стекол тут меньше. Под землей – еще как минимум 4 уровня. В мирные времена там располагались все наземные службы, карго (грузовое отделение), инженерные службы. Тут же были и территории, отведенные кинологам.

Со стороны летного поля картина не лучше. Кроме покореженной техники, тут видно дырявые как решето телескопические трапы – предмет гордости аэропорта. Донецкие воздушные ворота были единственным аэропортом в Украине, оборудованным телетрапами, способными присоединиться к самолеты любого типа – от маленького Embraier 195 до гигантского "Дримлайнера" - Boeing 787.

Старый терминал

Построенный еще в 1957 году, как и все советские постройки, первый терминал аэропорта "Донецк" вышел приземистыми основательным. Затемненный стеклянный фасад, за ним – толстенные стены с суровыми барельефами, под землей – бомбоубежище на случай ядерной войны. То, что из терминала, проработавшего больше 50 лет, Донецк окончательно "вырос", стало понятно к 2010. Тогда в Донецк начали регулярно летать международные авиакомпании, некоторые даже заявили о намерении открыть здесь базу. А терминал все работал в заявленной пропускной способности 100 человек в час. Дончане возмущались (сутки на второй этаж в зону вылета приходилось тащить, что называется, на горбу, зимой в здании было откровенно холодно, время в очередях занимало несколько часов, да и места всем пассажирам явно не хватало), но летали исправно.

Когда к Евро-2012 построили новый терминал, власти заявили: старые останется для внутренних рейсов. Впрочем, идея быстро "сдулась", в огромном новом здании места хватало для всех. Мэрия заговорила о сносе старого, но руки так и не дошли. Первое здание вылета заколотили, да так и оставили стоять.  

Из всех строений аэропорта старый терминал сохранился лучше всего. Стеклянный фасад вылетел, зато стенам и барельефам – хоть бы "хны". Между тем, за все четыре месяца боев именно это строение пережило самые жестокие часы. Сюда "ДНРовцам" удалось прорваться. Битва шла несколько часов, но в итоге силовики все-таки оттеснили противника обратно за территорию воздушных ворот.

 

ВИП-терминал и отель

Совсем рядом со старым терминалом – другие "пережитки прошлого". Здание для вылета особо важных персон и отель для экипажей. Строилось все это не под "Евро", а гораздо раньше. Поэтому и выглядело скромнее. ВИП-терминал запомнился кожаными кресла, стеклянной барной стойкой и неизменной дамой в накрахмаленном чепчике. С 90-х до две тысячи десятых тут почти ничего не поменялось. В отеле – скромненько, но чистенько. Чаще всего пусто. Даже в лучшие времена рейсы из Донецка были преимущественно разворотные с минимальными часом двумя для проверки и обслуживания борта.

Сейчас оба здания в одинаково бедственном положении – плавленые и черные ошметки пластиковой облицовки, выбитые стекла. Впрочем, циники из числа бывших сотрудников аэропорта шутят: кожаные диваны в ВИП-терминале могли и сохраниться – относительно всех строений ВИП находится практически "в закутке".

 

Диспетчерская вышка

Еще одна гордость и боль специалистов. Открывали ее, как и терминал, накануне "Евро". Рассказывали: самая высокая в Украине. Впрочем, не высота главное достоинство нового рабочего места авиадиспетчеров, а суперсовременное радиолокационное оборудование, установленное на крыше. Оно позволяет принять самолеты даже в условиях "нулевой" видимости – в сильные туманы и метели. Гордились в аэропорту и удобством рабочих мест диспетчеров – по верхнему кольцу вышки установили специальное антибликовое стекло, под стол каждого диспетчера выделил вдвое больше места, чем предписано стандартом.

Сейчас вышка – печальное зрелище. Жители как минимум трех районов города могут рассмотреть – от стекол верхнего этажа ничего не осталось. Насквозь прострелена даже нижняя часть – видны оборванные лифты и части лестниц. Отдельная загадка – дорогущее оборудование. Скрыши оно исчезло еще в июне.

Взлетно-посадочная полоса

Самая длинная в Европе. Открывали в 2011 и не с не меньшим размахом, чем терминал. Чтобы протестировать новую взлетку, над Донецком с показательным выступлением на минимальной высоте больше часа летал гигант АН-225 "Мрия". Когда сел, власти заявили: новая ВПП способна принимать любые типы самолетов, вплоть до самых больших – толщина бетона больше метра.

Что сейчас с взлеткой, несколько месяцев гадали чуть ли не все дончане. Специалисты говорили: если полоса разбита, восстановление аэропорта тут же станет дороже вдвое и во столько же длиннее по времени.

Впрочем, на днях в СНБО заявили: ВПП в донецком аэропорту, несмотря на долгие бои, в удовлетворительном состоянии.

- Взлетно-посадочная полоса Донецкого аэропорта находится в удовлетворительном состоянии. Она может принимать даже тяжелые самолеты, которые могут поставлять вооружение и военную технику, - сказал спикер Информационно-аналитического центра СНБО Андрей Лысенко.

Кликните для увеличения. 

СПРАВКА "КП"

Новый терминал международного аэропорта "Донецк" от открыли в мае 2012 года к чемпионату по футболу "Евро-2012". Чуть меньше, чем за год до этого, в июле 2011-го здесь с помпой презентовали новую взлётно-посадочную полосу – самую длинную в Европе – 4 км. (шириной 60 м), разработчики хвалились – что теперь в шахтерской столице смогут принимать любые типы современных самолетов, включая гигант Ан-225 "Мрия".  Еще один повод для гордости – административно-диспетчерская вышка.  Ее строили под стать "взлетке" -   самую высокую в Украине 45-метровую "башню" оборудовали современнейшим радиолокационным оборудованием, благодаря чему принимать самолеты  можно было практически при нулевой видимости в любую погоду.

Сам терминал представляет собой семиэтажное здание с пропускной способностью больше 3 тысяч  пассажиров в час (плюс трехэтажный паркинг больше чем на 600 авто). В перспективе он мог стать связующим хабом между Европой и Азией.  По окончательному проекту пассажиропоток в донецком аэропорту собирались увеличить до 5 миллионов пассажиров в год – что вывело бы его на второе место в Украине по загруженности. Рядом собирались возвести "бизнес-сити" с ультрамодным выставочный и мультимедиацентрами. Реконструкция аэропорта обошлась в больше чем 3 миллиарда гривен. И это только бюджетные деньги. Сколько вложили инвесторы, до сих пор тайна.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Откроют аэропорт в Северодонецке

В Донбасс скоро вновь будут летать самолеты.  Местные власти планируют открыть аэропорт в Северодонецке. За идею запустить много лет неработающие воздушные ворота взялась Луганская обладминистрация и уже готовит документы о передаче его в госсобственность. 

Кроме аэропорта в Северодонецке в Донбассе в свое время самолеты принимали еще и в Мариуполе и Краматорске. Однако полеты оттуда закрыли еще весной. Самыми же крупными были воздушные ворота Донецка и Луганска. Последние в ходе боев практически сровняли с землей.