5 ноября
Загрузить еще

Здоровая нация - сильное государство

- Юрий Иванович, до того как прийти в Администрацию президента, вы были директором школы. Возглавили ее еще до провозглашения независимости Украины. В годы, когда страна только становилась на ноги, не боялись проводить реформы (говорят, под вашим руководством школа стала одной из лучших в Киевской области). Как вы считаете, является ли эффективным навязывание реформ сверху или все-таки инициатива должна исходить снизу?

- Я убежден, что любая инициатива должна идти снизу. Иначе даже самая перспективная инновация потерпит фиаско. Я в 1989 году стал директором Дослидницкой школы-восьмилетки. Было непросто. В 1990-е годы, когда у государства не было денег ни на зарплаты, ни на ремонты, - сохранить преподавательский костяк, заинтересовать, мотивировать учителя было крайне сложно. Я одним из первых перевел школу на хозрасчет, искал спонсоров, чтобы улучшить материальную базу, отремонтировать классы. Хотелось сформировать коллектив профессионалов-единомышленников. Вместе нам удалось преодолеть все трудности. В 1990 году наша школа-восьмилетка стала полной средней школой. А спустя пять лет я передавал своей преемнице уже школу-лицей - учебное заведение, которое уверенно стояло на ногах. Думаю, мой опыт могли бы использовать и другие директора.

- Как вы оцениваете реформы отечественной системы среднего образования? 

- Сложно назвать реформами переход от пятибалльной к двенадцатибалльной системе, метания от одиннадцатилетки к двенадцатилетке и обратно. Реформы должны быть системными и последовательными, а главное - эффективными.

- В средней школе с реформами не сложилось, зато Украина последовательно внедряет Болонскую систему…

- И каковы результаты? Это как раз тот случай, когда нужно отталкиваться от инициативы снизу. У нас же все списано по образу и подобию. За основу взяты западные стандарты. Болонская система, институт семейной медицины, ювенальная юстиция. Я специально привожу примеры "реформ" из разных отраслей. Но Украина не готова к таким преобразованиям. Для того чтобы их проводить, нужно было подготовить почву, вырастить кадры. Идея "до основанья все разрушить", а на руинах строить нечто новое - утопична. 

- Что нужно сделать, чтобы реформы в школьной системе заработали?

- Сис-те-ма. Начиная от подготовки кадров, создания условий для работы учителя (в первую очередь достойной зарплаты) и заканчивая грамотным распределением нагрузки. Нужно менять программы. Должна быть четкая предметная специализация (и закладывать ее надо не в 10-11-х классах, а начиная со среднего звена школы). Вы не задумывались, почему после одиннадцати лет обучения "неожиданно" оказывается, что наши дети ничего не усвоили из школьного курса? В этом году директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук признал: пора бить тревогу. 43% абитуриентов не справились с тестами по математике на ВНО. Ни один (!) школьник не набрал максимального количества баллов по физике. Допустим, эти науки тяжело даются нашим детям. Но ведь и по истории из 130 тысяч абитуриентов только четверо набрали максимальное количество баллов. Есть о чем задуматься. Однако проблема не только в том, с какими знаниями дети выходят из школы, важно говорить и об их здоровье.

- Это тоже задача школы?

- Безусловно. И школы, и государства. Фраза "дети - наше будущее", к сожалению, стала расхожей. Мы не задумываемся над тем смыслом, который изначально в нее вкладывался. Наши дети - это будущее нации. Год назад в Министерстве молодежи и спорта озвучили страшную цифру: только 6% выпускников общеобразовательных школ можно считать здоровыми. То есть 94% детей после окончания школы имеют проблемы со здоровьем. А причина банальна: отсутствие физической активности и неправильный, далекий от здорового образ жизни.

- Но в школах есть физкультура, есть и специальный предмет - основы здоровья...

- Уроки физкультуры у нас зачастую проводятся для галочки, поскольку нет надлежащих условий. Школьники уже не способны сдать нормативы, мальчишки и пару раз не подтянутся на турнике. И это неудивительно, ведь занятиям спортом они предпочитают компьютерные игры. Никто не объясняет детям, что необходимо вести активный образ жизни, делать зарядку, выполнять простейшие физические упражнения. И результат закономерен: по данным НАМН Украины, в первом классе насчитывается более 30% детей с хроническими заболеваниями, в пятом их уже около 50%, а в девятом - 64%. 

По данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения, в 2008 году ожирение наблюдалось у 1,4% мальчиков и 4% девочек, за пять лет их число возросло до 9,6% и 13,3% соответственно. В Украине каждый пятый страдает от ожирения - если так пойдет и дальше, то через несколько лет лишний вес может стать проблемой национального масштаба. 

- А в школах это должны объяснять? 

- Должны. Вопрос в том, кто и как. В большинстве случаев такой предмет, как основы здоровья, преподают не специалисты. Эти часы используют, чтобы закрыть ставку для учителей, которым не хватает часов. Вот и читают курс географы, физики, а то и учителя труда или музыки. К слову, многие из них и понятия не имеют о том, как правильно питаться, как двигаться... Приведу некоторые цифры. По данным Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья населения Украины характеризуется крайне высокими показателями заболеваемости и смертности. Средняя продолжительность жизни в Украине на 9 лет ниже, чем в странах ЕС. Смертность от ишемической болезни сердца в 7 раз превышает показатель стран ЕС. Это сухая статистика. Однако она позволяет сделать неутешительные выводы: такая ситуация представляет реальную угрозу генофонду нации.

- Особенно если учесть качество нашей медицины…

- На самом деле эти вещи не так тесно связаны, как нас пытаются убедить. Например, по количеству больничных коек Украина "впереди планеты всей" (9 на 1000 человек) - но разве мы стали от этого здоровее? Отнюдь. По мнению специалистов, главная составляющая в "формуле здоровья" - это образ жизни человека, от этого как минимум на 50% зависит наше здоровье. Кроме того, 20% факторов определяются наследственностью, столько же зависит от экологии. И только 10% (!) связаны с уровнем медицинского обслуживания. 

Если политика государства в том, что касается здоровья граждан, не изменится, то, по прогнозу ООН, через 30-40 лет население страны может сократиться до 26 млн человек.      

- Вы знаете, как изменить ситуацию?

- Необходимо разработать государственную программу и реализовывать ее на всех уровнях. Вести просветительскую работу, менять стереотипы. Есть "четыре кита" здорового образа жизни: физическая активность, правильное питание, качественная питьевая вода и популяризация здорового образа жизни.

- Разве можно говорить о правильном питании при нищенских зарплатах и пенсиях?

- Вы считаете, что на фастфуд, алкоголь и сигареты этих зарплат хватает, а на овощи, диетически приготовленное мясо или рыбу - нет? Чтобы правильно питаться, нужно понимать принципы совместимости продуктов, учитывать их энергетическую ценность. Эту информацию способен усвоить даже школьник. Но ведь никто об этом не говорит. Проблема в том, что нам навязывают определенные стереотипы. Скажите, почему болеть за любимую футбольную команду нужно обязательно под пиво? Почему нас с экранов ТВ убеждают, что непременным условием для общения в кругу друзей должны быть чипсы? Нас приучают, что нужно не есть, а объедаться, и делают рабами своих желудков. А затем рекламируют таблетки от изжоги и ферментные препараты.

Следующий вопрос - вода. Мы часто слышим фразу: вода - источник жизни. В наших же условиях это источник чего угодно: бактерий, вирусов, всевозможных вредных соединений - от хлорфенола до диоксина, но только не жизни и здоровья. Вода в наших трубах является технической, она совершенно непригодна для питья. Вот еще одна ужасающая цифра: 80% всех заболеваний вызваны некачественной питьевой водой. Но разве кто-то думает о здоровье нации и пытается что-либо изменить? 

Как видите, эти проблемы намного серьезнее, чем кажутся на первый взгляд. Здоровый образ жизни должен быть возведен в ранг государственной политики. Вопрос: готовы ли к этому представители власти? Сегодня пришло время переходить от обещаний к действиям. Если государство думает о будущем нации, то эффективная система образования и здоровый образ жизни должны стать его приоритетами.