14 августа Верховная Рада приняла закон о реформировании управления Единой газотранспортной системой Украины. В поддержку проголосовали 228 народных избранников.
Правительство планирует создать две компании, обслуживающие ПХГ и ГТС, при участии американских и европейских партнеров - они получат 49 процентов. А контрольный пакет - 51 процент - Украина оставит себе. При этом трубопроводы и хранилища останутся в госсобственности, для инвестора оформят аренду.
Эксперты поясняют: основная задача закона – убрать из списка потенциальных арендаторов россиян.
- Фактически данный закон дублирует положения, принятые еще в 2013 году при правительстве Азарова, - отметил "Комсомольской правде в Украине" член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. – Есть только один нюанс: если раньше арендатором могли выступать хоть Австралия, хоть Китай, хоть Россия, то теперь список арендаторов ограничен компаниями ЕС и США. То есть это в большей степени политическое решение.
По словам эксперта, закон имеет мало смысла, поскольку оставляет массу нерешенных вопросов. В первую очередь непонятно, каким образом будет формироваться цена на аренду. К тому же неясно, кто захочет выступить арендатором, ведь кто бы им ни был, ему неизбежно придется садиться за стол переговоров с поставщиком газа – российским "Газпромом".
- Так что процесс реформирования ГТС быстрым не будет, - подытоживает независимый эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский. - Во-первых, от момента принятия закона до претворения его в жизнь вообще всегда проходит немало времени. Во-вторых, возникает закономерный вопрос: каким газом будут оперировать арендаторы? Очевидно, что придется пересмотреть всю существующую систему поставок газа через территорию Украины. Поймите простую вещь: одного желания Украины для реформирования ГТС недостаточно. Но я не вижу, каким образом мы сегодня можем заинтересовать в таких изменениях Европу и, тем более, Россию.
Более того: эксперты в один голос утверждают, что принятый закон россиянам даже на руку. Верховная Рада дала нашим северным соседям дополнительный аргумент в пользу строительства Южного потока.
Также в законе оговорено, что выбор стратегического инвестора для ГТС будет одобрять Верховная Рада.
Оценочная стоимость газотранспортной системы ГТС Украины, по разным оценкам, составляет $ 25-35 миллиардов.
При этом ранее против предложения Кабмина отдать 49% "трубы" выступало большинство фракций.
Напомним, что именно из-за непринятия ряда важных для экономики Украины законопроектов и подал в отставку премьер-министр Украины Арсений Яценюк.
Еще 28 июля он отмечал, что если депутаты не проголосуют за те законопроекты, которые были предложены Кабмином, то страну ждет дефолт.
- В этой ситуации в парламенте у нас подвисли 1,5 миллиарда долларов, которые уже были на пути выделения - 500 миллионов от Всемирного банка и 1 миллиард долларов от МВФ. При отсутствии голосования за эти законопроекты страну ждет дефолт, - сказал премьер.