В связи с этим хочется напомнить, что коалиция из ВО "Батькивщина", партии УДАР и ВО "Свобода" формировалась под проведение радикальных экономических реформ, которые согласились поддержать кредитами Евросоюз, Международный валютный фонд, а также ряд других финансовых институтов; лидирующая роль отводилась МВФ.
Главная органическая проблема сложившегося политического консенсуса заключалась в том, что реформы должны осуществляться согласно долгосрочному "бизнес-плану", включающему в себя выделение МВФ оговоренных траншей в обмен на выполнение Киевом определенных обязательств, а "пропрезидентская часть" парламентской коалиции после выборов 26 мая живет исключительно краткосрочным предвыборным циклом в предвкушении досрочной парламентской кампании.
В то время как Арсений Яценюк действует в логике согласованных с МВФ реформ с учетом военных действий, УДАР и Порошенко действуют в логике частного политического интереса к внеочередным выборам. Эти две логики плохо согласуются между собой и уже приводили к трениям, особенно когда вышеупомянутая фракция голосовала за популистские (то есть приводящие к увеличению расходной части бюджета) законы. Тем не менее эти трения ранее удавалось локализовать - ради сохранения коалиции.
И вот президент Петр Порошенко, рассчитывающий в следующем парламенте сформировать пропрезидентское большинство, и союзный с ним УДАР решили, что самый удобный момент для проведения выборов - 26 октября 2014 года (видимо, до начала холодов, которые могут "выморозить" рейтинг "партии власти"). Ориентируясь на эту дату и отсчитывая назад три месяца (1 месяц без коалиции + 2 месяца на избирательную кампанию), Порошенко и УДАР легко вычислили дату выхода из коалиции.
Правда, при этом они "забыли" поставить в известность как премьера, назначенного коалицией, так и своих союзников по коалиции. Впрочем, этот вопрос - самый мелкий из лежащих в моральной плоскости.
На самом деле УДАР и президент решили попросту "соскочить" с взятых перед МВФ обязательств. Не хотят они в преддверии ими же инициированных выборов принимать непопулярные решения. Хотя вряд ли экономическая ситуация накануне ожидаемых 26 октября выборов в отсутствие очередного транша МВФ будет "популярной" среди избирателей…
В том, что Арсений Яценюк резко отреагировал на демарш УДАРа, ничего удивительного нет: премьер-министр буквально накануне завершил затянувшиеся и весьма нелегкие переговоры с миссией МВФ, которая одобрила второй транш кредита; однако это решение должно быть подтверждено августовским советом директоров МВФ. Изменения в государственный бюджет были внесены, исходя из согласованных Кабмином и миссией МВФ параметров. И вот пропрезидентская часть коалиции отказывается голосовать за эти изменения. Вся программа кредитования МВФ под угрозой, других источников для сведения концов с концами в бюджете нынешнего года попросту нет…
Как водится, тянуть лямку за весь хаос, который спровоцировали недальновидные политики, придется простому украинскому гражданину. Мы ведь уже проходили это в 2005 году. Тогда сиюминутные политические интриги, забыв об интересах страны, плел Виктор Ющенко, теперь в подобную практику УДАРился Петр Порошенко.
Очевидно, все еще живем по-старому.
* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.