22 декабря
Загрузить еще

Перевыборы: на низком старте

Перевыборы: на низком старте
Фото: Таких драк, как в этой Раде, украинский парламент никогда не видел. Надеемся, и не увидит. Фото: Олег Терещенко

Поэтому депутаты, едва отсидевшие половину срока, уже готовятся к новой кампании. 

Главный вопрос, который мучает народных избранников: по какой системе пройдут выборы и как поднять рейтинги в военных условиях?

Перезагрузка необходима

- Эта Рада недееспособна. Невозможно работать, - комментировал ситуацию "Комсомолке" один из инициаторов развала коалиции Павел Розенко. - 300 депутатов собрать не можем, критику общественности не выдерживаем. Перезагрузка просто необходима.

Распустить нардепов по домам хотят все. Противников перевыборов днем с огнем не сыщешь. Все как один заверяют: это требование общества и мы готовы идти на выборы в любой момент. В унисон поют и демократы, и националисты, и внефракционщики, и представители Партии регионов. Последние, правда, ратуют, за перенос сроков - на весну 2015 года. Аргументируют: сначала нужны не выборы, а реформы, бюджет, спокойный восток. В ответ слышат: "Вы просто боитесь проиграть".

По каким правилам игра?

Насущная дилемма - избирательные правила. Большинство выступают против смешанной системы, которая работает сейчас. К примеру, "свободовец" Игорь Мирошниченко предлагает даже отложить дату выборов и заняться сменой законодательства. В первую очередь требует открытой пропорциональной системы. Но вообще все депутаты ратуют за смену закона. Хотя единого видения все еще нет. В Раде лежат четыре разных проекта от разных политсил. В главном авторы едины: надо отказаться от мажоритарщиков, ввести пропорциональную систему и открытые региональные списки.

Что это значит на практике? Голосовать предлагается за партии, избирательные списки которых формируются на съездах. А каждый кандидат будет закреплен за одним из территориальных округов. То есть сами избиратели, голосуя за партию, смогут сказать, кто достоин их представлять в Раде. Когда избиратель голосует за партию, то автоматически поддерживает конкретного кандидата, и наоборот.

Отличия проектов - в нюансах. Например, "Батькивщина" предлагает пересматривать окончательные списки уже после выборов и на съезде решать - кто из партии войдет в Раду, а кто нет. При этом "неприкосновенными" предлагает оставить первый десяток списка, который, кстати, закреплять за регионами не будут.

По проекту внефракционного Юрия Мирошниченко, кандидат в депутаты, победивший в округе, автоматически становится депутатом вне зависимости от его места в списке партии. Однако при одном условии: если партия, которая его выдвинула, преодолела 2-процентный барьер.

По версии "свободовцев", к распределению мандатов допускаются партии, которые набрали не меньше 3 процентов.

Особого перевеса нет ни у одного законопроекта. На деле депутаты просто не хотят отказываться от прошлой системы выборов, которая устраивает всех. Главное ее "достоинство" - возможность покупать места в партии и скупать голоса избирателей. Для партии это своеобразный заработок, а для бизнеса - удобный способ провести представителей в Раду.

Окончательная возможность для депутатов определиться - пленарная неделя в середине августа. И если, как негласно запланировано, 24 августа президент объявит о роспуске Рады и назначит дату перевыборов, то новый состав придется выбирать по старым правилам.

Кстати

Один из аргументов необходимости выборов: нынешняя Верховная Рада выбиралась в 2012 году, когда страна жила по Конституции 1996 года. После возвращения к Конституции 2004 года у депутатов появились много новых полномочий, на которые их не избирали.

Начнем с того, что тот парламент выбирали на четыре года, а по новой Конституции у них есть пять лет для работы. Кроме того, у Рады появилось право назначать премьера и генпрокурора. Парламентской коалиции подчиняются министры, а президенту - главы СБУ, Минобороны, МИД. Коалиция несет ответственность за работу правительства. 

Справка "КП"

За 23 года независимости украинцы выбирали парламент шесть раз. Система выборов тоже менялась с завидной регулярностью.

1994 год - мажоритарная система, выборы идут в два тура;

1998 год - смешанная система по партийным спискам и мажоритарным округам;

2002 год - смешанная система. 4-процентный барьер для партий;

2006 год - пропорциональная система, 3-процентный барьер;

2012 год - смешанная система,  5-процентный барьер.