Этого проекта ждали с самого дня выборов. Он появился символично - накануне Дня Конституции и под занавес предпоследней недели перед каникулами. Получается, что у парламентариев осталось четыре рабочих дня, чтобы попытаться принять президентский законопроект.
Интересно, что Петр Порошенко презентацию проекта провел не в зале Рады, а перед представителями местного самоуправления и органов госвласти. С ними он уже привычно говорил о децентрализации, обещал ограничить собственные полномочия.
Действительно, по проекту у президента не остается возможностей назначать судей, он не будет контролировать Кабмин, который обязан отчитываться только перед парламентом. Но пока правая рука ограничивала рычаги влияния президента, левая добавляла, и без усиления президентской вертикали не обошлось.
Петр Порошенко планирует завязать на своей администрации как можно больше кадровых вопросов. Так, если по действующей Конституции парламент назначает главу СБУ, то после изменений это право останется за президентом. А от депутатов будут ждать только одобрения. Похожая ситуация и с Генпрокурором. У Рады не остается права увольнять руководителя ГПУ. Депутаты смогут только выразить ему недоверие, что впоследствии приведет к отставке. Но никакой четкости в сроках нет, поэтому между недоверием и отставкой вполне и сама Рада может смениться.
Но есть движение и в обратную сторону. Сейчас министр обороны и глава МИДа назначаются по президентской квоте. А Петр Порошенко предлагает отдать эту квоту премьеру, а президент будет только согласовывать фамилии.
В Конституцию предлагают ввести еще одну вертикаль - представителей президента в регионах и районах, которые будут координировать работу главы государства. Это новый инструмент, который до этого времени работал разве что в Крыму. Вес президентских представителей складывается из их независимости от местных авторитетов - только президент может уволить своего представителя, только ему они обязаны рассказывать о результатах своей работы. Прямых рычагов влияния у них не будет, полномочия прописаны расплывчато: следить за исполнением Конституции. Но в случае чрезвычайного или военного положения именно президентские координаторы будут организовывать работу всей исполнительной власти.
Более подробно работу координаторов распишут в специальном законе. Политологи не исключают, что на деле президентские представители возьмут на себя часть полномочий губернаторов.
Тем более что после реформы должности губернаторов упразднят, формально регионами будут руководить главы депутатских советов, которые избираются на местных выборах. Для этого из Конституции предлагают убрать статьи о том, что исполнительная власть прерогатива исключительно местных госадминистраций.