13 ноября
Загрузить еще

Соглашение с Европой получило зеленый свет

РЕЖИМ УСКОРЕНИЯ
 
Политики говорят, что голосование министров - сигнал для предпринимателей и чиновников, что надо включать режим ускорения и готовится менять экономику под нормы соглашения. О важности документа и исторической ответственности премьер Николай Азаров напомнил в первом же абзаце своего вступительного слова.
 
- Одни поддерживают Соглашение, другие отрицают. Это естественно, поскольку изменения, которые потянет за собой ассоциация, без преувеличения судьбоносны для Украины, - в своей оценке ситуации Николай Азаров не скупился на эпитеты. - Мы не вносим в повестку дня вопрос членства Украины в ЕС, но с подписанием Соглашения мы создаем условия для движения к европейскому качеству жизни. Украина хочет присоединиться не просто к наибольшему торгово-экономическому объединению в мире, но и к сообществу с современными стандартами демократии и прав человека. 
 
Теперь надо трезво оценить плюсы и минусы, считает премьер. Главный риск - время и средства, которые нужно вложить в модернизацию экономики. 
 
- На это у нас есть десять лет переходного периода. А кто не перестроится за десять лет, тот просто не выдержит конкуренции, - напомнил о правилах рынка Николай Азаров.
 
Надо напомнить, что в ЕС готовятся ратифицировать Соглашение не в обычном порядке, а ускоренно. Украина рассчитывала, что парламенты будут два-три года одобрять подписанные документы. По словам члена евроинтеграционного комитета Инны Бого­словской, в Европе понимают, что в таком темпе Украине без помощи не обойтись.
 
- Но уже есть заявления о том, что нам выделят помощь в миллиард евро на экономические проекты, - сказала она "КП".  - Мы ведем разговор об источниках финансирования на развитие инфраструктуры. Причем принципиально, чтобы это были гранты, а не кредиты.
 
РЫНОК СБЫТА В ПОЛМИЛЛИАРДА
 
Основной плюс, который Украина планирует получить от сотрудничества с ЕС, - зона свободной торговли. Это означает отмену 95 процентов европейских пошлин на украинские товары. Производители получат доступ к одному из самых больших в мире рынков сбыта - это 28 государств и полмиллиарда платежеспособных покупателей.
 
Но есть две существенные оговорки. Во-первых, Европа не пустит на свой рынок товары, не прошедшие сертификацию. Нормы будут выписаны в едином техническом регламенте, по примеру советского ГОСТа. К примеру, производителям мяса надо будет идентифицировать каждое животное, чтобы можно было найти поставщика любого куска мяса с полки магазина и исключить риск инфекций. А во-вторых, мы поставляем на Запад в основном сырье, а не готовую продукцию. С другой стороны, если привести украинское производство в соответствие с нормами ЕС, то от этого выиграет и украинский покупатель, и наши товары станут выше котироваться за границей.
 
Среди плюсов и то, что если Соглашение будет подписано, то украинские законы будут меняться и гармонизироваться с европейскими. Процесс уже идет - депутаты постепенно принимают пакет евроинтеграционных норм и за отдельные из них будут голосовать сегодня. 
 
КСТАТИ
 
Проект Соглашения об ассоциации напечатан на 236 страницах. Это семь разделов и 486 статей. Ознакомиться с полным вариантом можно на сайте правительства.