22 декабря
Загрузить еще

Замглавы Администрации президента Сергей Ларин: "Качество жизни в мегаполисе и селе должно быть одинаковым"

Замглавы Администрации президента Сергей Ларин:
Фото: Замглавы Администрации президента Сергей Ларин.

На последнем заседании Совета регионов глава государства предложил обсудить концепцию реформы местного самоуправления. Соответствующий пункт - о самоуправлении как фундаменте народовластия и расширении полномочий местных общин - был в программе "Украина для людей", с которой Виктор Янукович шел на президентские выборы.

В регионах началась работа. Перед тем как давать конкретные предложения, необходимо обсудить все наработки с местными советами, услышать их идеи. О ходе реформы "КП" расспросила замглавы Администрации президента Сергея Ларина, не так давно покинувшего пост руководителя Кировоградской области и потому хорошо осведомленного о проблемах местных общин. 
 
От теории к практике
 
- Сергей Николаевич, за годы независимости было несколько попыток приступить к административно-территориальной реформе, и каждый раз она проваливалась. Будет ли сейчас успех?
 
- Вы правы, бились много лет. Вопрос назрел, даже перезрел… Пытались проводить реформу в 1998-2000 годах, принимали новую редакцию закона о самоуправлении в 2001-2003 гг. Был так называемый "второй этап" реформы в 2004-2006 гг. Эти волны показали, что в политикуме отсутствует стратегическое видение модернизации системы.
 
Самый показательный случай - с Романом Бессмертным (бывшим вице-премьером по админреформе. - Авт.). Он поехал в родное село, чтобы презентовать людям концепцию преобразований, и там буквально случился серьезный конфликт - на том дело у него и закончилось.
 
Виктор Янукович же стал первым из президентов, кто системно подошел к сложной проблеме. Он последователен: говорил об этом, когда был в оппозиции, и продолжает направление сейчас.
 
Когда мы утверждаем, что нужно поддерживать местное самоуправление и передавать ему полномочия, понимаем, что проблемы у всех разные. У Киева, Донецка, Харькова, Днепропетровска - одни, у Чугуева и Изюма - другие. На сельских территориях эти беды совсем иного порядка.
 
- Какова главная задача?
 
- Президент говорит - и так прописано в концепции реформы, - что самое основное - это чтобы человек получал одинаковое качество услуг вне зависимости от того, где он живет, в небольшом селе или мегаполисе вроде Киева. Что это означает на практике? Дети должны ходить в нормальный садик (в городе деток будет побольше, а деревенских десятка два-три наберется). В школах должны быть спортзал, компьютер, квалифицированные преподаватели. Хорошее медобслуживание: человек в своем селе - не дальше - должен получить первую медпомощь, в районе - помощь второго уровня, а серьезный, третий, уровень обеспечат ему в областном центре.
 
Навязывать реформу нельзя
 
- А что касается инфраструктуры?
 
- Одна из самых больших проблем: дороги, коммунальные услуги, транспорт. Человек из маленького села должен иметь возможность проезда в райцентр, на нормальном автобусе по хорошим дорогам. И пусть это займет у него определенное время. Люди, которые живут в спальных районах Киева или других крупных городов, тоже добираются на работу около 45 минут. Зато у жителя села будет работа.
 
- Что уже сделано и какие самые ближайшие планы по реформированию?
 
- По поручению главы державы отработала рабочая группа, в которую вошли представители общественности, научных кругов, а также Администрации президента (в частности, моя коллега Марина Ставнийчук). Рассмотрели несколько вариантов концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти, пока не достигли согласия и не остановились на одном варианте. Сейчас его уже рассматривают в ассоциациях органов местного самоуправления.
 
- Кто готовил концепцию?
 
- Мы (Администрация. - Авт.) не разрабатывали, можно сказать, "стояли рядом" и помогали выписывать документ советами специалистов. Занимались этим, по большому счету, сами ассоциации самоуправления, обл- и райсоветы. А координировало действия Министерство регионального развития - в нем есть специальный департамент. Собирались на рабочие группы: были представители Кабмина, Минфина, Мин­экономики, ассоциаций местного самоуправления, мэры городов. Сгладили фактически все "острые углы", которые были в концепции.
 
- Теперь ее должны утвердить на местах?
 
- Это принципиальная позиция: ее ни в коем случае нельзя навязывать. Нужно, чтобы ее рассмотрела вся община: депутаты облсовета и района, сельские головы. Из хорошего дела не должна получиться "кампанейщина", это не разнарядка! Мы рекомендовали провести региональные советы, чтобы люди почитали концепцию. В каждое село должны приехать люди из области, объяснить, в чем суть реформы, и на местах уже люди определили, что именно в идее им нужно. Проект должен пройти народное одобрение - или неодобрение - с внесением изменений. Возможно, это будут незначительные коррективы, быть может, проект изменится до неузнаваемости. И только когда концепция "поднимется" наверх, президент будет принимать решение.
 
Обсуждение до октября
 
- Есть ли временной отрезок для этого?
 
- Планируется, что в целом обсуждение должно завершиться через полгода. Конечно, любая реформа - это ломка, чиновникам в регионах легче сидеть в кабинете. А преобразования запланированы действительно комплексные, масштабные. Им придется двигаться, выходить из своих кабинетов, общаться с людьми, вникать в их повседневные проблемы, отчитываться перед жителями… Но плоды будут непременно. Вот в одном из городов, к примеру, медики на скорой постоянно жаловалась, что не хватает бензина. Тогда на машины поставили GPS-навигаторы, и - сюрприз! - бензина вдруг стало впору, теперь еще и остатки есть. Такой вот человеческий фактор, и если не победить его, все будет по-прежнему.
 
- Но как заставить чиновника двигаться? 
 
- Можно и уволить. Но лучше по-другому. Сегодня зарплата госслужащего на уровне райадминистрации минимальна, это около 1100-1200 гривен. Какая у него может быть мотивация? Мотивацию должны создавать люди, жители территории, которые, по сути, нанимают на работу того или иного чиновника. Именно они должны определить, сколько таких чиновников должно работать в органе местного самоуправления, какую зарплату им поставить, чтобы у них была мотивация предоставлять качественные услуги, как их контролировать. И когда все участники этого процесса поймут все преимущества такого подхода, поймут, что это современная европейская модель работы, тогда и появится мотивация для реализации предложенной концепции.
 
- Роль чиновников, конечно, важна. Но главную роль сыграет самоуправление…
 
- Именно с ним мы, в хорошем смысле слова, партнеры в реформе: от их доброй воли зависит, что будет с концепцией. Это председатель сельсовета и сам совет, райсовет и его голова, советы на областном уровне. Причем у них нет вертикального подчинения (районный совет не подчиняется областному, сельский - районному) - на то оно и самоуправление. "Спустить" им ничего нельзя, поскольку глава райсовета тоже не является руководителем для депутатов - он лишь спикер совета.
Реформа позволит спасти вымирающие села: в местные бюджеты начнут поступать налоги. Фото: архив "КП". 
 
Кто в лидерах
 
- Будут ли "пилотные" регионы, с которых начнется реформа, или ее будут постепенно внедрять по стране в целом?
 
- Чтобы проводить эксперименты, нужно понимать, что именно нужно менять. Нужно утвердить концепцию, принять законы в ее подтверждение. А уже после - выбрать территорию, где можно проверить теорию на практике.
 
Я бы поначалу не брал в работу успешные города и регионы, а начинал с тех, где ситуация не из лучших. Как вариант, предлагалась модель вовлечения в эксперимент одной области с большинством сельского населения, индустриального центра и одного малого города. Президент предлагал регионам обсудить эту возможность - но эксперимент можно проводить только там, где к этому готовы.
 
- А в каких регионах лучше всего работает самоуправление сегодня?
 
- Лидеры по распространению идей - Винницкая, Харьковская и Днепропетровская области. Разумеется, каждый регион сам должен реально подойти к оценке собственных возможностей. Определить ресурсы, подготовиться. И, главное, достичь консенсуса между властью и обществом.
 
- Какие есть предложения о перераспределении полномочий в пользу местной власти?
 
- Есть задачи, которые присущи исключительно государству - вопросы обороны или, скажем, международных связей. А есть те, которые страна делегирует органам местного самоуправления. Это соцзащита граждан, например, выплата субсидий, соцпомощь. Третья категория полномочий - те, которые присущи органам местной власти: коммунальное хозяйство, водоснабжение, освещение, ремонт дорог. А органы местного самоуправления управляют местным имуществом, и по концепции именно им надлежит распоряжаться всем, что есть на их территории.
 
Таким образом, можно сказать, что задача концепции - дать возможность каждой громаде, с одной стороны, в полной мере распоряжаться теми материальными и нематериальными ресурсами, которые находятся на территории громады, а с другой стороны - в полной мере обеспечить качественными услугами людей, проживающих на этих территориях.
 
Нужно создать условия, при которых местные общины сами определятся, какие полномочия оставить за собой, а какие - делегировать администрациям. В том числе многие вопросы будут отрегулированы уставами общин, генпланами городов и сел, стратегиями развития территорий, другими документами, которыми члены общин будут регламентировать вопросы своей жизни. Кроме этого, предлагается система, при которой люди получат возможность собираться и требовать отчеты от должностных лиц…
Ларин знает о проблемах местных общин не понаслышке, поскольку около трех лет работал губернатором Кировоградской области.
 
"Уже не смогут кивать на Киев"
 
- И будет возможность их уволить?
 
- Прежде всего появится ответственность. Они получат возможность решать вопросы на своей территории, проводить местные референдумы, отзывать чиновников. Но общины уже не смогут кивать на Киев: решайте наши проблемы, дайте еще денег. В местные бюджеты будет поступать большая часть от налогообложения, и они будут распоряжаться своими средствами самостоятельно. У них будут все ресурсы, полномочия и ответственность - пожалуйста, развивайтесь, работайте! Смогут принимать любые решения: о выделении средств, кооперации общин.
 
- То есть об объединении?
 
- Приведу пример: в селе, где когда-то жило более тысячи человек, осталось 400. Значит, и в школу, где училось до ста ребят, сейчас ходит в лучшем случае три десятка. Здание где-то 1900 года постройки, оно не ремонтировалось лет двадцать, спортзал ветхий, не соответствует никаким санитарным нормам и стандартам безопасности. А в соседнем селе - современная школа, где есть компьютерный класс и современный спортзал, полный комплект преподавателей - в конечном итоге значительно более высокий уровень образования. И у родителей возникает желание возить своих детей туда. А задача местной власти - обеспечить безопасный транспорт для детей, отремонтировать дорогу. И те ресурсы, которые нужны были на обслуживание старой школы, начинают работать на развитие школы в соседнем селе или освобождаются для решения других проблем этих населенных пунктов, например, водоснабжение, работа сельского клуба или развитие амбулатории. 
 
Но все должно происходить только по решению самих жителей. Никто не может им ничего навязывать. 
 
Все это, разумеется, нужно объяснять родителям. Потому что все четыреста жителей села, в том числе и сельский голова, учились в этой школе, для них она - символ культуры, огонек, который питает образование… Люди должны понимать, зачем и почему нужны такие изменения.
 
- А готовы ли к сращиванию населенные пункты?
 
- Есть уже несколько населенных пунктов, которые хотят объединяться, и они прекрасно понимают, что вместе смогут лучше управлять коммунальным хозяйством, социальной сферой, увеличить доходы и оптимизировать расходы. Но нет законодательной базы. Есть поселки и села, которые хотели бы если не войти в состав городов, то хотя бы пользоваться их инфраструктурой - например, транспортом, городскими больницами и школами, водоснабжением, теплоснабжением, канализацией. 
 
Но есть и вопрос финансовых взаимоотношений между территориями.
 
"Мегаполисы паразитируют на "спутниках"
 
- Вы имеете в виду, где именно человек будет платить свои налоги?
 
- Правильно. Этот вопрос активно поднимают руководители сел, городов-спутников. К примеру, сельское население, которое работает в райцентре, почему-то должно платить налоги по месту работы. А когда возвращается домой, пользуется там местной инфраструктурой - школой или, к примеру, уличным освещением, которое оплачивается из местного бюджета. 
 
- То есть города, в которых есть работа, паразитируют за счет своих "спутников"?
 
- Да. Перераспределив систему налогообложения, мы сможем остановить вымирание сел. Но и города в проигрыше не останутся. Все-таки трудовые мигранты оставляют в них деньги в качестве оплаты проезда, питания, других услуг. И все-таки это дискуссионный вопрос.
 
- У любой идеи наверняка найдутся противники. Не перейдет ли эта дискуссия в политическую плоскость?
 
- Однозначно нет. Ни с нашей стороны, ни со стороны местного самоуправления. Оппозиция может, конечно, аргументированно возражать, но у нас нет другого выхода, кроме как обсуждать наработанные предложения. Тем более что оппонентов мы приглашали на заседание Совета регионов, где обсуждалась концепция. Они не пришли - тема-то для них неинтересная и спекулировать не на чем...
 
- Будете заручаться поддержкой депутатов-ма­жо­ри­тар­­щи­ков?
 
- Уже на том уровне, когда концепция будет обсуждаться на нижних ступеньках самоуправления. И когда необходимо будет принимать законы в Верховной Раде (см. КСТАТИ). Тогда уже в процесс включатся все органы власти - нельзя, чтобы концепция прошла все круги обсуждения и вдруг зависла на уровне парламента.
 
О ЛИЧНОМ
 
"Распространяю губернаторский опыт"
 
- Вы сравнительно недавно сменили кабинет губернатора на кабинет замглавы Администрации президента. Где интереснее работать?
 
- Когда был губернатором, нравилось, что есть возможность общаться с людьми не в кабинетах, а там, где они живут, сталкиваются с проблемами. Доставляло удовольствие, когда эти проблемы удавалось решить. Почти три года руководил Кировоградской областью, удалось создать достойную команду, достичь взаимопонимания с местными элитами, деловыми кругами.
 
Теперь у меня появилась возможность, используя опыт, распространить его по всей стране. Задачи, поставленные президентом, - серьезные и масштабные. Всего есть четыре важных направления: кадровая политика в центральных и местных органах власти, координация действий между центром и регионами. Третья - это работа с обращениями граждан к президенту и в органы исполнительной власти. Президент намерен модернизировать всю эту систему. И наконец четвертая задача - эффективное взаимодействие с гражданским обществом. 
 
СПРАВКА "КП" 
 
Сергей Ларин начинал деятельность в должности электромонтера Харцызского трубного завода. В 1987 году стал секретарем комитета комсомола завода, в 1990-м - главой горкома по молодежной политике. Работал консультантом Донецкого облсовета, ведущим специалистом Донецкого обл­центра соцслужб для молодежи, заместителем начальника управления по делам семьи, молодежи и туризма Донецкой областной государственной администрации. В 1998 году стал депутатом Верховной Рады III созыва, переизбирался еще трижды, был народным депутатом Украины IV, V и  VI созывов. В 2010-м назначен главой Кировоградской облгосадминистрации. С января 2013 года - замглавы Администрации президента Украины. 
 
КСТАТИ
 
Какие законы нужно принять
 
О местном референдуме
 
Предоставит возможность людям самим принимать решения о местных общинах - вводить местный налог или нет, давать ли разрешение на строительство.
О добровольном объединении общин
Даст базу для объединения маленьких сел на 10 человек с более "богатыми" селами или даже городами.
 
О сотрудничестве общин
 
Создаст механизмы межмуниципальной кооперации - например, чтобы создать и обслуживать единый водопровод или построить один детский сад на три села.
 
Утверждение (с учетом стандартов ЕС) Госстратегии развития на период до 2020 года.