Выборы стали настоящим откровением для политиков и экспертов, работавших в штабах. Впервые за годы независимости избирателя стало невозможно банально "купить" - продуктовыми наборами или громкими обещаниями. Причиной тому стало как повышение благосостояния украинцев, так и разочарование в "старых" политиках. Именно они, по словам политологов, активно "рассыпали" гречку по избирательным округам.
- Технология сработала только в единичных регионах - старые уловки не прошли, - считает эксперт аналитического центра "Политика" Владимир Цибулько. - Особенно ярко "акт неповиновения" толстосумам проявился в Киеве - по столичным округам не прошли кандидаты, раздававший продукты.
Вместе с "гречкой" провалилась и технология "от двора к двору". Сколько бы спортивных или детских площадок ни построил кандидат, какого бы качества ни построил дорогу к селу - люди отказывались голосовать "за".
- К тому же предвыборных подарков стало слишком много - в 2002-2007 годах подкуп использовали единичные кандидаты, и избиратели отмечали каждого как "благодетеля". Сейчас подарки раздавало столько человек, что эффективность этой технологии "размылась", - утверждает директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала.
А политтехнолог Дмитрий Громаков, на счету которого не одна парламентская кампания, считает, что кандидаты в большинстве случаев попросту… "промахивались" мимо своего избирателя. По его словам, "сеятели гречки" настолько уверовали в силу стратегического продукта, что поленились даже провести соцопросы и выделить отдельно людей, которые, возможно, и согласились бы проголосовать "за".
- Работали с основной массой избирателей, а не с целевой группой. Не оценили мотивацию выбора - ну не нужен продуктовый набор жителям Печерска или Оболони (районы Киева. - Прим. авт.), ведь это, как правило, уже состоявшиеся люди, способные прокормить себя и семью, - считает эксперт.
Главной технологией, которая сработала на выборах, стала… личная харизма и убедительность лидеров политсил, а также отдельных политиков. Политтехнологи делят партии на "телевизионные" и "идеологические". Борьба была нешуточной, но в итоге "голубые экраны" одержали сокрушительную победу. Причем решающий удар нанесла реклама.
- Апеллировали к чувствам, забрасывали лозунги, чтобы вызвать у украинцев эмоции - в основном негативные. Власть говорила, что преодолела "руину" предшественников. Оппозиция - что остановит власть. Парадокс - но сработало, - оценил эффект Виталий Бала. - Еще один сюрприз - в том, что "проснулись" идеологические избиратели, о чем говорит высокий результат Компартии и "Свободы".
По словам Громакова, технологии, которые использовали политтехнологи, внезапно проявили протестные настроения - фактически впервые в истории страны народ воспользовался выборами как средством коммуникации с властью, чтобы показать, что ждет от нее перемен.
- Причем не внешних - новых дорог или бизнес-центров, а внутренних, прежде всего в системе взаимоотношений между властью и обществом, - подчеркнул политтехнолог.
Интересно также то, насколько отличались друг от друга избиратели отдельных партий. Национальный эксит-полл помог выяснить, что каждый второй избиратель "УДАРа" и "Свободы" имеет высшее образование - в Партии регионов и КПУ таких лишь около 25%. К тому же за партию Кличко отдала голоса в основном молодежь - люди до 30 лет.
Эксперты пояснили феномен тем, что основная масса избирателей, голосовавших за Партию регионов, проживает на юго-востоке страны - в промышленных и депрессивных сельскохозяйственных регионах, где доля "белых воротничков" невелика. С другой стороны, на западе и в центре образование - ключевой фактор успеха, поскольку там развивается предпринимательство и мелкотоварное производство.
БЫЛО ДЕЛО
Проигравший кандидат забрал назад предвыборную карету скорой?
Сразу после выборов в Интернете появилась масса сообщений о том, что кандидаты, обиженные на "своих" избирателей за то, что не дали желаемого результата, принялись отнимать свои же подарки - компьютеры, розданные школам, томографы - больницам. А один якобы даже "срыл" дорогу, проложенную к отдаленному селу. По большей части это были шутки. А вот в небольшом селе Топоровка Черновицкой области кандидат Геннадий Федоряк, шедший по 203-му округу, сначала подарил местной больнице машину скорой помощи, а узнав о своих результатах, забрал ее.
- Машину действительно забрали. На регистрацию - по крайней мере нам так объяснили свои действия представители кандидата в депутаты, - рассказала "КП" главврач больницы Юлия Нотоцкая. - Сказали, что машину вернут - но не уточнили, когда именно. У меня документов на авто нет - все они находятся в Центральной районной больнице, потому что там же находится наша бухгалтерия.
Карета скорой - это обычный УАЗ-"таблетка", оборудованный как передвижная амбулатория. Ни реанимационного оборудования, ни сложных медицинских агрегатов в нем не устанавливали, да в этом, как правило, и нет потребности - роль сельских врачей в сложных случаях сводится к транспортировке больного в районные и областные центры.