Ответы на них искали представители ведущих социологических компаний во время встречи в информагентстве "Голос.ua".
МАГИЯ ЦИФР ДЕЙСТВУЕТ НА ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Роль социологии в избирательной кампании поистине велика, так как она помогает политическим партиям и ее лидерам принимать верные решения в предвыборной борьбе и четко видеть, в чем и где они выигрывают или проигрывают. Поэтому к мнению социологов прислушиваются, тщательно изучая их данные.
- Я не заметил большого разнобоя в прогнозах, особенно что касается шести первых лидирующих позиций, занимающих партиями, теми, которые перешли 5%-ный барьер, - говорит основатель R&B Group Евгения Копатько. - Социологи работали во всех регионах страны, где узнавали мнение избирателей, готовых поддержать ту или иную политическую силу. И это было непросто. Легче всего получить данные в крупных городах, сложнее - в маленьких и в сельской местности. Еще сложнее работать в мажоритарных округах - достаточно одному из кандидатов начать активно действовать, как тут же его рейтинг начинает расти. Поэтому позиции мажоритарщиков менялись постоянно.
По словам эксперта, особенность этой кампании в том, что данные социологических исследований иногда использовали как избирательную технологию. Копатько называет такие действия не слишком удачными.
- Опросы кардинально не влияют на волю избирателей, а наоборот. К примеру, в 2009 году пять компаний приводили свои рейтинги кандидатов в президенты, и одна из компаний поставила Виктору Ющенко самый большой балл, что вызвало негатив и сыграло против кандидата, - пояснил эксперт.
Как считают социологи, их главная задача - помочь отстающим партиям изменить курс и подтянуться. А составленные ими рейтинги - не более чем пища для ума избирателей. При этом, социологи признаются, в их данных всегда есть небольшие погрешности.
- Да, что бы кто ни говорил, существует магия цифр, и она очень влияет на сознание избирателя, который для себя подсознательно определяет лидера, - считает руководитель центра социологического проектирования "Украинская проектная система" Дмитрий Громаков. - Все эти цифры, по большому счету, используются как пиар политической силы. Единственная партия, в избирательной кампании которой есть смысл, - это Компартия. У всех остальных это чистой воды реклама, попытка продать себя.
КОГО ОБОШЛИ ВНИМАНИЕМ
Как подчеркивают специалисты, благодаря опросам украинцы по крайней мере узнали количество партий, которые собираются попасть в парламент. Ведь социология занимается не только составлением рейтингов.
- Основная проблема этой избирательной кампании - это то, что у нас есть округа, где более 50% населения не определилось с выбором, а если электорат не определился, невозможно определить рейтинг, - считает глава правления центра "Социальный мониторинг" Ольга Балакирева. - При этом были попытки обвинить социологов в проведении заказных рейтингов со стороны отдельных политических сил, но это не более чем попытка скомпрометировать социалистические исследования.
Как отметил директор социологической группы "Рейтинг" Алексей Антипов, на этих выборах социологи слишком мало внимания уделяли мажоритарщикам, которые относятся к определенным политическим силам.
- Происходит то, что в некоторых округах лидер вытягивает партию, а в некоторых, наоборот, партия тянет лидера, - утверждает Алексей Антипов. - И это тоже сказывается на настроении избирателей. Мы сейчас не проводим соцопросы, но продолжаем отслеживать ситуацию и видим, как до сих пор меняются предпочтения избирателей.
По словам социологов, времени избирателям сделать окончательный выбор остается все меньше и меньше, именно поэтому все политические партии и кандидаты в депутаты по мажоритарным округам предпринимают последние попытки, чтобы завоевать голоса.
- У нас так сложилось, что народ оценивает не столько партию в целом, сколько лидера той или иной политической силы, - уверен исполнительный директор Института исследований регионального развития Украины Сергей Демьянов. - Поэтому и настроения избирателей очень меняются. И праздновать победу на основании проведенных соцопросов еще очень рано.
ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО - ЗА ЦИК
По данным социологов, 70% граждан, из тех кто собирается идти голосовать, уже определились с выбором. Но перед Украиной стоит сложная задача - провести честные выборы. Если они будут признаны недействительными, то это приведет к колоссальному кризису внутри страны. Увы, с 2004 года у 2/3 избирателей сложилось мнение, что выборы будут сфальсифицированы. И чтобы развеять все сомнения, социологи планируют проводить опрос избирателей после голосования.
- Да, конечно, в день выборов мы будем проводить эксит-поллы, - говорит Евгений Копатько. - Если судить по выборам 2010 года, мы вошли в Книгу рекордов Гиннесса по количеству эксит-поллов, в которых приняли участие 10 компаний, но при этом результаты их совпали. Уверен, что и на этих выборах расхождения в опросах будут невелики. В 2010 году после второго тура выборов президента проводился опрос по поводу нарушителей, 3,8% респондентов ответили утвердительно, это те, у кого были ошибки в документах.
А вот в достоверности результатов опросов сомневается Дмитрий Громаков.
- Эксит-поллы - это довольно затратная и сложная технология, и они не всегда точны, на них полагаться не стоит, - считает социолог. - Все данные и цифры либо контролируются, либо заказываются, но контролируются заказчиком.
В свою очередь Сергей Демьянов уверен, что в некоторых местах некоторые кандидаты в случае явного отставания будут прибегать к помощи несуществующих компаний, которые будут делать заказные эксит-поллы, чтобы потом можно было оспорить результаты в суде.
Ольга Балакирева уверена, что результаты эксит-поллов не будут зависеть от заказчика. Социологические компании, которые будут проводить эксит-поллы, заинтересованы в точных данных, потому что у всех разные технологии, разные интервьюеры и так далее. Единственное, в чем солидарны эксперты, подвести окончательную черту под выборами должны данные ЦИК, а не рейтинги.
НАША СПРАВКА
В день выборов в Верховную Раду 28 октября консорциум "Национальный эксит-полл 2012", в который входят фонд "Демократические инициативы" имени Илька Кучерива, Киевский международный институт социологии и Украинский центр экономических и политических исследований имени Александра Разумкова, проведет национальный эксит-полл-2012. Эксит-полл собираются провести на 300 избирательных участках. Всего планируется опросить 16 тысяч 500 респондентов. На каждом избирательном участке будут работать 2-3 чел., всего будет задействовано около 700 интервьюеров, которые пройдут специальное обучение. Социологи допускают, что ошибка выборки не превысит 2,5% для лидеров и будет в пределах 0,5-1% для других партий и блоков.
Планируется трехкратное обнародование результатов с учетом обновленных данных: сразу после закрытия избирательных участков 28 октября в 20.00 на основе данных, которые собраны за два часа до закрытия участков; через три часа после закрытия участков - в 23.00 с добавлением данных, собранных на участках, где работа продолжалась до их закрытия. Также планируется обнародовать детализированный отчет через 5-7 дней после получения бумажных анкет.