Можно ли было избежать этой страшной трагедии? Почему погибло столько народа?
- Обычно в штормовое предупреждение рейс откладывают по времени. А в критической ситуации капитан просит всех пассажиров подняться на палубу, надеть спасательные жилеты и держаться за поручни крепче, - рассказал "КП" капитан волжского судна Дмитрий Васильев. - В этой истории экипаж повел себя странно. Они не предупредили пассажиров о проблемах на теплоходе.
В Следственном комитете России отрабатывается версия, что экипаж понимал: теплоход терпит аварию - возможно, до последнего верил, что корабль не потонет. Обычно во время плавания незанятые члены команды отдыхают в своих каютах на нижних палубах. Но на момент крушения большинство членов экипажа оказались наверху.
- Здесь могут быть серьезные упущения экипажа, - рассказал нам капитан-наставник с 20-летним стажем. -В критической ситуации капитан не должен покидать мостик - его задача организовать спасение пассажиров силами экипажа, руководить всеми работами. И бежать на нижнюю палубу - как говорят, лично спасать пассажиров - это нарушение всех правил. А команда в этот момент должна была не нестись наверх выбрасывать пассажиров за борт - как-нибудь сами бы выбросились, - а бежать по нижним палубам и до последнего помогать тем, кто не может выбраться. Похоже, что экипаж слабо занимался спасением пассажиров.
Есть сомнения и по времени, которое было в запасе у команды. Может, само затопление судна и заняло несколько минут, но критическая ситуация могла возникнуть раньше. По одной из версий следствия, команда поняла, что происходит что-то неладное, и побежала на верхнюю палубу. Почему не предупредили пассажиров - непонятно. Следователи задают этот вопрос выжившим членам экипажа.
...Сегодня точно установлено, что в непосредственной близости от терпящей крушение "Булгарии", когда сотни людей пытались спастись, прошли два судна. Они бы могли оказать помощь тонущим людям, но не сделали этого. По словам следователей, капитаны этих судов могут быть привлечены к уголовной ответственности.
ТТХ "Булгарии"
Вместимость - 140 человек, водоизмещение - 774 тонны, длина - 78 м, ширина - 12,2 м.
Рубка тонущей "Булгарии" была пуста: капитан почему-то находился в трюме. Хотя он был обязан руководить спасением пассажиров со своего "командного пункта".
Когда пароход пошел ко дну, во внутренние помещения потоком хлынула вода. Пассажиров, которые находились не в каютах, захлестнуло потоком.
Пассажиры, находящиеся в каютах, оказались замурованными: коридоры залила вода, и открыть двери было практически невозможно. Спаслись немногие - в основном мужчины, у которых хватило сил отпереть двери либо выбить стекла иллюминаторов.
В музыкальном салоне оказались заперты десятки детей: перед тем как теплоход начал терпеть бедствие, их привели туда, чтобы показать представление.
Многие из выживших спаслись потому, что в момент аварии находились на палубе. Часть пассажиров смыло водой в реку, часть попрыгали сами.
Корабль затонул во время обеда, когда пассажиры были в ресторанах на корме судна. Этим тоже объясняется большое количество жертв.
ЭХО ТРАГЕДИИ
Муж не попал на корабль из-за простуды, а жена чудом спаслась
Супруги Фарид Габбазов и Гульфира Мерсиева путешествие на теплоходе до Волжской Булгарии планировали за месяц. А тут такое "невезение" - за два дня до поездки Фарид слег с температурой. И уступил билет подруге жены Елене.
Когда случилась авария, Гульфира с Еленой были в каюте.
- Я выплыла, а она нет... Я даже не поняла, куда она пропала: все случилось так быстро, - вспоминает Гульфира. - Когда я выплыла, мне помогли подняться на резиновую лодку. Все ее дно было красным от крови... На меня положили какого-то испуганного ребенка, я боялась двинуть рукой и ногой - лодка на волнах могла перевернуться в любую секунду.
Через полтора часа Гульфира оказалась на "Арабелле". А вечером 11 июля Фарид встретил ее в речном порту Казани.
|
- От моей фирмы в путешествие поехали 28 человек, погибли 23, - плачет Гульфира. - Я благодарю Бога, что Фарид остался дома... Но и Елена была моей лучшей подругой...
Кристина ДЕСЯТОВА ("КП" - Казань").