Самое большое бремя для 46 миллионов украинцев - президент и его Администрация. Финансовые потоки на деятельность главы государства распределяет Государственное управление делами (в народе ДУСя). Бюджет структуры достиг рекордной суммы за 20 лет независимости - 1 миллиард 344 миллиона гривен! Для сравнения: в 2010-м бюджет ДУСи был 947 миллионов гривен, в 2009 году - 818 миллионов. Впрочем, не все из них идут на президента. В эту цифру входят лечение народных депутатов и их санаторно-курортный отдых.
- Каждый глава государства обещает сократить расходы. И каждый год они увеличиваются в среднем на 200 миллионов, - возмущается депутат Андрей Павловский.
Известно, что, кроме расходов, связанных с зарубежными визитами, содержанием чиновников и резиденции президента, глава государства также находится на полном гособеспечении, но что в него входит - тайна. Даже руководство Администрации не имеет доступ к статьям расходов, утверждает бывший глава Секретариата президента Виктора Ющенко Олег Рыбачук.
Но некоторая экономия в этом году все же предвидится. Например, на 2 миллиона сокращены траты на официальные приемы главы государства и аж на 42 миллиона - на изготовление наград и памятных знаков. При этом ДУСя планирует в этом году купить нескольких самолетов. Два из них собираются использовать для чартерных перелетов. Как поясняли "КП", чтобы хоть немного окупить дальние перелеты президента.
Деятельность главы государства и его Администрации налогоплательщикам выльется более чем в полмиллиарда гривен:
* на материально-техническое и информационно-аналитическое обеспечение АП - 205 миллионов,
* на обслуживание деятельности АП - 107 миллионов,
* на вояжи за границу - 29 миллионов,
* на авиаперелеты - 189 миллионов,
* на заповедники и резиденции президента - 49 миллионов.
ДЕПУТАТАМ СВОДЯТ КОНЦЫ С КОНЦАМИ
Второе место по расходам занимает Верховная Рада. По сравнению с прошлым годом расходы на депутатов увеличены на 100 миллионов - до 924 миллиона гривен. Но народные избранники считают - этого мало.
- Что такое 924 миллиона? - возмущается член регламентного комитета Сергей Сас. - В целом финансирование осталось на уровне прошлого года. Потому политика экономии продолжается. Будем просить депутатов не тратиться на телефонные звонки, авиаперелеты, канцелярию.
- Регламентный комитет неоднократно заявлял, что парламент нуждается в достойном финансировании. Нам необходим миллиард гривен, - поддерживает коллегу член регламентного комитета Лев Бирюк. - Из-за недофинансирования в предыдущие годы у нас возникли долги перед строителями, за отопление, за проживание в гостинице "Киев". Ни копейки не выделялось на строительство жилья для парламентариев.
Пусть депутаты не льют слезы по квартирам, советует коллегам парламентарий Сергей Шевчук, зато нынешний бюджет ВР предусматривает серьезнейшие капиталовложения в здоровье народных избранников. К примеру, для простых смертных финансирование здравоохранения в этом году увеличено на 5 процентов, а финансирование больницы для чиновников "Феофании" - на 45 процентов.
Рекордная сумма заложена на санатории и курорты депутатов - 131 миллион гривен. Общая же сумма расходов на медицину - 320 миллионов гривен.
- В прошлом году эта цифра была меньше на 34 миллиона гривен, - пояснил Шевчук. - В частности, финансирование санаторно-курортного комплекса Управления делами Верховной Рады на 12 миллионов гривен больше, чем в прошлом году. Как нам объяснили, деньги пойдут на ремонт санаториев "Хрустальный дворец", "Гурзуфский", "Южный". Это все в Крыму. А также 12 миллионов гривен потратят на проект и строительство Реабилитационного центра в Конче-Заспе.
Распоряжаться своим бюджетом депутаты в этом году будут следующим образом (основные позиции):
* визиты за границу - 9,5 миллиона,
* официальные приемы - 2 миллиона,
* осуществление законотворческой деятельности - 504 миллиона,
* материально-техническое обеспечение, обслуживание деятельности ВР - 307 миллионов,
* освещение деятельности депутатов в СМИ - 12 миллионов.
СЭКОНОМИМ НА МИНИСТРАХ
В сравнении с парламентом и Администрацией президента содержание правительства в 2011 году налогоплательщикам обойдется в "скромные" 315 миллионов гривен. Все что позволили министры в этом году - накинуть себе 4 миллиона гривен. Никаких излишеств - на ремонт здания правительства или обновление кабинетов министров денег не предусмотрено. Средства пойдут на официальные приемы, полеты за границу, покупку оргтехники и косметический ремонт.
Сомнительное место в бюджете правительства - материально-техническое обеспечение оперативной работы органов власти. Что это такое, чиновники не признаются, хотя на это планируется потратить аж 11 миллионов. И пока госслужащие молчат, у нас, избирателей, нет гарантий того, что средства не будут пущены на ветер. А еще нет уверенности, что в "закрытых" бюджетах Администрации президента и Верховной Рады предусмотрены только самые необходимые расходы на власть.
Основные расходы Кабмина:
* на материально-техническое, информационно-аналитическое обеспечение - 196 миллионов гривен (экономия 5 миллионов гривен),
* на официальные приемы - 7 миллионов,
* обслуживание деятельности Кабмина - 71 миллион,
* поездки за границу - 18 миллионов,
* повышение квалификации сотрудников - 125 тысяч,
* поддержка газеты "Урядовий кур'єр" - 5,6 миллиона гривен.