Малиновые пиджаки
На Неделе высокой моды в Париже дизайнеры Versace показали новую коллекцию: классические брюки в ней соседствовали с ярко-красными пиджаками. Через несколько месяцев подобные наряды добрались до Украины, а спустя год – стали непременным атрибутом "бизнес-успеха" и культурным клише, по которому можно было безошибочно определить "нового русского". Обладатели малиновых пиджаков таким образом подчёркивали, что могут позволить себе всё, что угодно.
Пиджаки дополнялись массивными золотыми цепями на шею – впрочем, этот "непременный атрибут" успеха позволяли себе только самые лишенные вкуса "новые украинцы". Вскоре малиновые пиджаки стали носить все, кто хотел создать себе имидж успешного человека. Мода превратилась в фарс, "малиновый пиджак" перекочевал в анекдоты, а солидные мужчины вновь облачились в традиционные цвета: серый, чёрный, бежевый и "в полосочку". Да и слово "предприниматель" перестало быть синонимом "авантюриста". К концу девяностых малиновый пиджак стал признаком выходца из низов, как правило, в возрасте до тридцати лет, необразованного и внезапно получившего значительный доход.
Зарплата из веников и пик рождаемости
Обычным же рабочим и крестьянам в тот год жилось особенно плохо. Гиперинфляция привела к тому, что в середине года средняя зарплата равнялась 162790,2 купоно-карбованцам (на наши деньги, это примерно 60 гривен). Однако прожить от получки до получки на многих предприятиях, особенно государственных, было сложно: плановая экономика была разрушена, и эти самые "получки" выдавали "живым" товаром. Нормальной стала ситуация, когда сотрудницы артели по производству веников днем занимались производительным трудом, а вечером – отправлялись на базар, чтобы реализовать результаты дневной работы. Зарплаты выдавали всем, на что был горазд отечественный легпром – зонтиками, шапками, даже пылесосами. Ситуация улучшилась через год, когда в страну начали поступать иностранные инвестиции.
В то же время, Украина находится на пике рождаемости. Парадокс: при резко ухудшившемся уровне жизни за два года (1993-94) родился 1 миллион 789 тысяч маленьких украинцев – это абсолютный рекорд за все годы независимости. Сейчас же уровень рождаемости компенсирует смертность лишь наполовину, и даже в селах, где традиционно рождаемость выше, чем в городах, суммарный показатель упал значительно ниже границы простого воспроизводства населения.
Шабаш парапсихологов
В середине девяностых известный российский сатирик Михаил Задорнов назвал Украину "шабашем парапсихологов". Хлесткая метафора как нельзя больше подходила к стране, уставшей лопатить многомиллионные тиражи журнала "Здоровье": самым известным украинцем этого времени был не руководитель государства, а бывший психотерапевт из Винницы.
Всесоюзную популярность Анатолию Кашпировскому обеспечили телесеансы гипноза, а пик ее пришелся на 1993 год. Этот год стал бенефисом целителей, магов, ясновидцев и экстрасенсов. Психотерапевты, лечившие детей от "злобного энуреза", становились повелителями болезной толпы, а журналисты обнаруживали в себе средоточие положительной энергии и заряжали ею всё что попадется под руку.
Зачем изнурять себя здоровым образом жизни, поисками дефицитных лекарств? Зачем бороться с ранней лысиной и импотенцией, когда есть люди, устраняющие неполадки в организме буравящим взглядом черных глаз, пассами рук и повелительным словом. Вершиной "творчества" стала анестезия в ходе операции на брюшной полости на расстоянии во время телемоста.
В подтверждение популярности Анатолия Михайловича появились во множестве анекдоты наподобие:
"Два импотента после сеанса Кашпировского:
- У тебя как?
- Нормально, начал действовать. А у тебя?
- Рассосался".