Загрузить еще

Найдены следы полярной экспедиции из романа «Два капитана»

Найдены следы полярной экспедиции из романа «Два капитана»
Фото: Все эти находки упоминались в дневниках штурмана «Святой Анны» Альбанова.

 ЛЕДОВЫЙ ДРЕЙФ

«...В час ночи вахтенный заметил медведя, доложил штурману... пошли и убили белую медведицу... а когда ее везли, то маленький медвежонокъ очень кричалъ... Сегодня получили опоследнею плитку табаку, а спички кончились давно...»

Пожелтевший, истлевший в нескольких местах листок дневника датирован маем 1913 года. К этому времени шхуна «Святая Анна» уже более полугода дрейфовала к Северу, намертво вмерзнув в огромное ледовое поле. Автор этих аккуратно выведенных строк пока неизвестен, однако находку можно без всяких натяжек назвать уникальной. Ведь до сих пор о судьбе легендарной экспедиции Георгия Брусилова мы знали лишь со слов штурмана Валериана Альбанова. Он и матрос Александр Конрад оказались единственными выжившими свидетелями трагических событий...

- Это была чисто коммерческая экспедиция, - рассказывает исследователь-поисковик Валерий Херстер. Мы стоим на каменистом берегу острова Земля Георга архипелага Земля Франца-Иосифа. В звенящем чистотой воздухе пронзительно орут сотни чаек. Океан выбрасывает на валуны ледово-снежную кашу, образовывая «градины» до полуметра в диаметре. Сверху, с 30-метрового ледника, к ним спускаются десятки ручейков со вкуснейшей, сводящей зубы пресной водой.

- В 1912 году «Святая Анна» вышла из Санкт-Петербурга по Северному морскому пути, - продолжает Валерий. - Капитан Брусилов впервые в истории хотел дойти до Охотского моря под российским флагом и набить морского зверя.

В экипаже 24 человека, и только семь из них - профессиональные моряки. В том числе Брусилов и Альбанов, капитан и штурман, два волевых человека, трения между которыми неминуемы в условиях многомесячного стресса. В конце октября 1912 года в Карском море «Святую Анну» затирает льдами, и шхуна с экипажем начинает мучительный дрейф, не имея возможности освободиться из ледового плена. За два года (!) команду утащило в район между Землей Франца-Иосифа и Северным полюсом. Многие все еще надеются, что шхуну вынесет на свободную воду.

На месте обнаружения останков полярники установили крест с памятной табличкой (на фото ниже).

 

 

ДВУХМЕСЯЧНЫЙ ПЕРЕХОД

- Но часть экипажа во главе с Альбановым решает покинуть судно и уходить на Большую землю, - продолжает рассказ полярник Владимир Мельник. - Возможно, между штурманом и капитаном случился конфликт. Капитан был моложе, штурман - явно опытнее. Но Альбанов объяснит свой поступок благородно. Третья зимовка на дрейфующем судне была неминуема, а запасов продуктов и топлива - в обрез. Поэтому штурман с частью людей решил идти на мыс Флора, где в конце XIX века британский полярник Фредерик Джексон оставил запас продуктов и одежды. Это позволило бы перезимовать и оставшимся на борту шхуны. По расчетам Альбанова, «Святую Анну» должно было вынести к воде не раньше осени 1915 года.

Двухмесячный переход по дрейфующим льдам был увековечен в романе Вениамина Каверина, а позже дважды экранизирован.

- Вы представьте, как это было, - говорит Владимир Мельник. - Они шли по перерисованной от руки карте, которую составил Нансен, весьма далекой от реальности. Более 80 процентов их рациона - ржаные сухарики. Вот и в «Двух капитанах», помните, говорится о плохом оснащении экипажа «Святой Марии». Проблемы с провиантом, не очень хорошая одежда, обувь...

Как бы то ни было, Альбанов выводит людей на мыс Ниль острова Земля Георга. Однако до заветного склада надо еще добраться. Часть группы во главе со штурманом решает идти по воде на двух каяках. Остальные под командованием старшего рулевого Петра Максимова идут через ледник пешком.

Но в назначенную точку на мысе Гранта пешая группа не пришла. А до мыса Флора из двух каяков добрался один. Здесь Альбанова и Конрада подобрал случайно проходивший мимо корабль терпящей бедствие экспедиции Георгия Седова...

 

УНИКАЛЬНЫЕ НАХОДКИ

- Мы с вами находимся на том самом месте, где 96 лет назад расстались группы Альбанова и Максимова, - окидывает взглядом унылый и суровый пейзаж Валерий Херстер. - Людей из пешей группы почти 100 лет никто не искал. Наша экспедиция - первая, и завершилась она довольно удачно. Скольким людям принадлежат обнаруженные останки, покажет экспертиза. Главное - найдены следы экспедиции Брусилова. Найдены дневники, половина из них в очень плохом состоянии, но мы надеемся, что узнаем из них много нового.

- Первая экспедиция - и такой успех. Как удалось? - спрашиваю полярников.

- Длительная подготовительная работа, - пожимает плечами Владимир Мельник. - Тщательно изучали дневники, архивные материалы, спутниковые снимки. Постоянно проверялись на себе - как бы мы поступали на их месте. На своих двоих проделали весь маршрут. Вот перед вами ледник. Как по нему шли люди, не имевшие специальной подготовки, без снаряжения, крайне усталые? Вот и мы выбирали пути наименьшего сопротивления. Но при этом у нас было альпинистское снаряжение, а у них... На леднике ведь трещины по 30 метров глубиной.

- Когда мы перешли через ледник, увидели ровную, свободную местность, - вспоминает спасатель-поисковик Александр Утила. - Удобнее места под стоянку не найти. И группа наверняка останавливалась здесь. Прикинули, где бы мы поставили лагерь, где удобно брать воду, где посуше, где нет опасности камнепада или ледопада. И в ледово-каменной осыпи увидели человеческие останки. Потом нашли куски одежды, снаряжения, карманные часы, свисток, ложку с инициалами...

СОВРЕМЕННЫЕ САНИ ГРИГОРЬЕВЫ

История освоения Арктики - история безымянных могил. Недалеко отсюда - конечно, по арктическим меркам - в конце XIX века дрейфовал легендарный де Лонг, попутно открыв несколько островов. Во время шторма он пропал вместе с одним из ботов. И судовой инженер Мелвилл несколько месяцев искал друга.

«В марте 1882 года Мелвилл обнаружил остатки костра и понял, что последняя стоянка де Лонга где-то близко. Затем он увидел чайник и, наклонившись, чтобы поднять его, нашел наконец своего друга. Из снежного наста торчала рука человека», - вернувшись из командировки я перечитал «Вчерашние заботы» Виктора Конецкого. В душной задымленной Москве словно дохнуло свежестью чистых человеческих отношений...

«Я сразу узнал де Лонга по его верхней одежде, - писал Мелвилл. - Он лежал на правом боку, положив правую руку под щеку, головой на север, а лицом на запад. Ноги были слегка вытянуты, как будто он спал. Поднятая левая рука его была согнута в локте, а кисть, поднятая горизонтально, была обнажена. Примерно в четырех футах позади него я нашел его маленькую записную книжку, по-видимому, брошенную левой рукой, которая, казалось, еще не прервала этого действия и так и замерзла поднятой кверху».

Кому-то сегодня может показаться, что первые российские полярные экспедиции Брусилова, Русанова, Седова закончились крахом. Но по дневникам штурмана Альбанова были систематизированы подводные течения, определены границы материковой отмели, обнаружен подводный желоб Святой Анны на границе между Карским и Баренцевым морями. А благодаря беспрецедентному пешему переходу по дрейфующим льдам было открыто Восточно-Шпицбергенское течение. Группа Альбанова опровергла и наличие Земель Петермана и Оскара севернее Земли Франца-Иосифа. Россия пробивалась на Север, и Север становился российским.

«И пусть говорят, да, пусть говорят. Но нет, никто не гибнет зря...»

Мелвилл, рискуя жизнью, нашел своего друга. Таковы были законы чести того времени. А нашего? Чего ради в циничный и меркантильный век люди прутся за собственные деньги черт знает куда?

- В первую очередь мы хотели отдать дань памяти этим людям, - просто отвечает Владимир Мельник, глядя на меня ясными глазами. - А после прочтения дневников, надеюсь, откроется много нового об экспедиции Брусилова. Мы приподняли завесу тайны над одной из самых трагических страниц освоения Арктики.

- Судьба шхуны и ее капитана наверняка так и останется неизвестной...

- Бороться и искать, найти и не сдаваться, - серьезно, без всякого пафоса цитирует Александр Утила книжного тезку Саню Григорьева.

Как славно, что среди нас есть такие люди! Умеющие мечтать и искать. Как любимые с детства каверинские герои, вернувшие из небытия капитана Татаринова.