«ИНТЕРКОНТИНЕНТАЛЬ» ПРОТИВ «ХАЙЯТТА»
- Дима, в 2004-м пресс-центр Партии регионов размещался в киноцентре «Зоряний», не самой захудалой, скажем так, точке столицы. В 2010-м его вообще переселили в роскошный отель «Интерконтиненталь». Все потому, что финал предыдущего «кино» Виктора Януковича не порадовал?
- Если помнишь, тогда между вторым и так называемым третьим туром выборов вход в «Зоряний» занавесили металлической решеткой. Но толпам журналистов штурмовать двери не пришлось. Пресс-центр закрылся, его руководитель Геннадий Корж ушел вместе со своим начальником Сергеем Тигипко, а вскоре по мотивам проделанной работы издал толстую книжку…
Кстати, я предложил тогда новому руководителю штаба Януковича - Тарасу Чорновилу - свою кандидатуру в пресс-центр, но он сказал мне, что в штабе ничего не решает. Потому сейчас штабу принадлежала идея не просто смены помещения на более «фартовое». Мы создавали максимальный комфорт для прессы - без решеток и барьеров в прямом и переносном смысле слова.
- Это такая мировая практика избирательных кампаний: превращать на пару недель пятизвездочную гостиницу в вавилонское столпотворение журналистов, дипломатов и политиков из окружения кандидата в президенты?
- Просто более подходящих условий и инфраструктуры нет нигде. Инициаторами размещения в «Интерконтинентале» выступили Борис Колесников, Евгений Геллер, народный депутат, в прошлом президент футбольного клуба «Шахтер», и Виталий Калюжный, тоже депутат и регионал-дончанин.
- Тот момент, что пресс-центр штаба Юлии Тимошенко обосновался неподалеку, в отеле «Хайятт», учитывали? У кого на квадратный метр оказалось больше зеркал, ковров, хрустальных подвесок и позолоты? А также компьютеров, кофе, возможностей первыми получать и передавать свежую информацию?
- Скажем так: оба отеля новые, классности примерно одинаковой. Остальное зависело от команд соперников, от атмосферы.
- Для отеля, наверное, престижно попасть в эпицентр главных политических событий страны?
|
- «Интерконтиненталь», без сомнения, уже вошел в историю как место, откуда сообщили о победе четвертого президента Украины. Но это не означает, что с арендаторов, то есть со штаба, не брали денег. Цифрами, увы, я не владею. Но полагаю, что за период с 10 января по 25 февраля сумма набежала изрядная - за большой бальный зал, где проходили первая и вторая «ночи выборов», конференц-зал, пресс-рум, за два кафе в фойе и галерее, за наши помещения на втором этаже, где буквально круглосуточно находились журналисты. Всего их аккредитовалось рекордное количество. 1282 представителя газет, информационных агентств, радио- и телеканалов, включая представителей технических служб, которые обеспечивали трансляции.
«Я ЛИЧНО ВСЕМ ВРУЧАЛ АККРЕДИТАЦИИ»
- На разведку в соседний «Хайятт» приходилось отправляться? Как визави из штабного пресс-центра кандидата в президенты Юлии Тимошенко реагировал?
- Будешь смеяться, но до сих пор теряюсь в догадках - кто же занимал эту должность? Похоже, там избрали другой путь - без персональной ответственности, но под присмотром политиков-нардепов, кураторов информационного направления, - Виталия Чепиноги, Александра Сочки.
Журналисты рассказывали: первому туру предшествовал очень сильный фуршет. Наверное, в БЮТ предполагали, что он плавно перейдет в банкет в честь выигрыша Юлии Тимошенко. Ну а когда этого не произошло, смету на еду-питье для гостей тут же урезали. Внимание к ним тоже пошло на убыль.
- А у себя как «лазутчиков» встречали?
- Я лично всем вручал аккредитации и знаю: издания, что безоговорочно поддерживали Тимошенко, например «ВВ», сайт «Обком», подали заявки первыми. Но им первым же и беджи достались. Отказа в аккредитации не произошло ни единого! Условия работы всей прессе обеспечили тоже равные. Впрочем, если на пропуске значилась литера F - фотокорреспондент, человек имел больше доступа. Хорошее фото и видео требуют возможности находиться с объективом непосредственно возле «объекта».
- По ходу дела не пытались, так сказать, «перевербовать» представителей СМИ кандидата Юлии Тимошенко? Здесь нет секрета - характер публикаций и тональность сюжетов могли повлиять на настроения той части избирателей, которая до последнего момента колебалась: идти на выборы или нет?
- А я никогда не скрывал собственной позиции, не изображал беспристрастность. Да, агитировал за Януковича. Радовался, когда чувствовал, что удалось убедить журналиста в нашей правоте. Вдвойне радовался, когда узнавал, что во втором туре часть коллег из украинских средств информации проголосовали за лидера Партии регионов, хотя еще накануне скептически замечали: мол, гражданский долг - это лишь словосочетание для статьи.
ЯНУКОВИЧ ДОСТАЛСЯ ИСПАНСКОЙ СЕНЬОРЕ
- Опиши реакцию зарубежной прессы на Януковича. Не сомневаюсь, что первым делом и американцы, и европейцы, и россияне настаивали на эксклюзивных интервью с ним. По себе знаю: если задание редакцией поставлено, руководитель пресс-центра может хоть застрелиться - объяснения типа «пока нет возможности» не пройдут. Как выходил из ситуации?
- Опять не думаю, что открываю секрет: иностранная пресса имела возможности убедиться - выборы в 2010-м в Украине происходят демократическим путем и достаточно чисто. Далеко не все, кто приехал в Киев освещать кампанию, симпатизировали нашему кандидату. «Игра в прятки» с ними означала бы: сомнения только усилятся. Потому я часто выходил за рамки полномочий и просил: возникают проблемы в командировках по стране - сразу обращайтесь! Просто пальцем покажите на карте, где, что и кто интересует.
- Но непосредственно Виктор Федорович-то кому достался?
- Сеньоре Пилар Боннет из испанской «Эль Паис». Это авторитетное издание с мировой репутацией, а сама Пилар в профессиональных кругах считается аксакалом политической журналистики, если так позволено выразиться о даме. Она изъявила желание посетить Харьков. У нее была информация: там регионалы используют административный ресурс. Испанка дотошно изучила ситуацию. А потом повстречалась с кандидатом в президенты Виктором Януковичем и опубликовала блистательный текст.
- Что сообщали своим читателям и зрителям американцы? Оценки, тональность?
- В пресс-центре аккредитовались «Уолл-стрит джорнэл», «Нью-Йорк таймс», «Блумберг» - агентство и телеканал, «Ньюсвик» - перечень длинный. Мне показалось, что на этих выборах они заняли нейтральную, осторожную позицию по отношению к кандидатам. Пытались понять, как будет в дальнейшем осуществляться руководство экономикой Украины, какие шансы для развития получит бизнес всех уровней. Ручной режим управления экономикой премьера Тимошенко их насторожил… И делали выводы: Янукович, если станет президентом, не должен повторять подобных ошибок.
- Дима, когда после второго тура стали известны предварительные результаты выборов, как отреагировал пресс-центр «Хайятта»? В конце концов, здравый смысл подсказывает: журналисты, даже если их разделяют идейные предпочтения, не должны превращаться во врагов.
- Пришла SMS от Чепиноги: «Вiтаю!».
- Достойно. Особенно если учесть, что Юлия Тимошенко не признала Виктора Януковича победителем.
- (Смеется.) Текст, который предшествовал «Вiтаю!», нормативной лексикой не передается…
- Однако опасения, что при Януковиче пойдет поступательное сворачивание гражданских свобод и свободы слова в том числе, существуют. Ты играл в партийной команде. Стало быть, посвящен - «темники» появятся? Запреты или указания, сначала мягкие, на правильное освещение каких-либо сторон деятельности власти?
- Отвечу так: я играю за сборную журналистов. Кандидат, которому я симпатизировал и помогал как гражданин, стал президентом. Теперь плюсы или минусы наших отношений зависят от выполнения обещаний, которые Янукович дал Украине.