Несмотря на то что Виктору Федоровичу удалось взять реванш за 2004 год во многом благодаря отсутствию единства демократических сил и кандидатов в президенты, ему еще необходимо решить ряд задач, от которых зависит его политическое будущее.
Первое препятствие - кадровый вопрос
Стоит отметить, что согласно Конституции смена главы государства не означает автоматическую смену правительства, поэтому какое-то время президенту Януковичу придется мириться с премьером Тимошенко. Сразу после второго тура команда лидера регионалов начала активную фазу по перевербовке депутатского корпуса в коалицию под Януковича. Попробуем проанализировать, насколько удастся новому президенту закрепить свою победу формированием лояльного ему правительства.
Во-первых, проблема состоит в том, что Партии регионов не только нужно найти 226 голосов за отставку правительства Тимошенко, но и сформировать коалицию для внесения кандидатуры нового премьера. Коалиция же согласно Основному закону формируется только фракциями, которые в своем составе должны совокупно иметь более 226 депутатов. На практике это означает, что ни о каком индивидуальном членстве или приеме депутатов «тушками» в новое большинство не может быть и речи. В нынешнем составе парламента возможны лишь следующие конфигурации формального большинства, которое юридически может быть названо коалицией. Первая - это уже существующая коалиция БЮТ, НУ-НС и Блок Литвина, вторая - ПР, НУ-НС и Блок Литвина (или без последнего, но об этом ниже) и, наконец, коалиция ПР с БЮТ. Все остальные варианты, включая экзотические типа фракции внефракционных, не соответствуют Основному закону, хотя не исключают неформальное присоединение к коалиции отдельных депутатов, не входящих во фракции, ее образовавшие.
Во-вторых, коалиция между БЮТ и ПР невозможна в силу различных объективных и субъективных причин. О чем уже заявила Юлия Тимошенко в своем обращении к народу и косвенно подтвердил Виктор Янукович, озвучивая фамилии возможных кандидатов на премьера, его устраивающие. А значит, это существенно сужает новому президенту поле для маневра. Чтобы легитимизироваться в глазах всех избирателей, а не одной третьей его избравших, ему нужно договориться с НУ-НС, формально представляющих запад страны, о вхождении в новое большинство.
И в-третьих, и это, наверное, самая главная проблема Виктора Януковича, - это неуправляемость фракции НУ-НС. Отказ Партии регионов (по крайней мере на время) от лозунгов вроде введения русского языка вторым государственным, вступления в ЕЭП и сохранения российской базы Черноморского флота в Севастополе будет лишь ширмой, но никак не причиной согласия НУ-НС на вхождение в коалицию с ПР.
Главным препятствием для формирования нового большинства является традиционно для украинской политики кадровый вопрос. Стоит заметить, что Партии регионов, у которой уже есть свой президент, арсенал кадровых предложений намного весомее, чем, скажем, у БЮТ, поскольку в списке должностей значится и должность премьер-министра.
Спикером может стать нашеукраинец
В то же время головной болью Виктора Януковича становятся не столько кадровые аппетиты собственных соратников, нежелающих (и небезосновательно) уступать должность главы правительства «нунсовцам», но и распри внутри самого НУ-НС по кандидатуре «своего» премьера. И если в среде регионалов Николай Азаров все-таки обошел Бориса Колесникова в качестве возможного претендента на премьерство от ПР, то в кругах НУ-НС активно продвигаются различные кандидатуры, начиная от Арсения Яценюка и Сергея Тигипко и заканчивая Юрием Ехануровым и Виктором Ющенко. Каждая внутрифракционная группировка тянет одеяло на своего протеже.
В результате Партия регионов может оказаться в ситуации, схожей с той, в которой оказался БЮТ после досрочных парламентских выборов, когда кандидатура Тимошенко как согласованное решение коалиции БЮТ и НУ-НС из-за амбиций внутри «оранжевой фракции» после избрания Яценюка спикером лишь со второй попытки смогла набрать 226 необходимых голосов. Фракция, которая неизбежно исчезнет в таком формате в следующем парламенте, осознавая это, пытается разложить яйца в разные корзины. Кто-то из депутатов ориентируется на Юлию Тимошенко, кто-то - на Арсения Яценюка, Сергея Тигипко или Виктора Ющенко. Все эти факторы вместе приводят к хаосу и создают проблемы как уже существующей коалиции с БЮТ, так и гипотетической с фракцией нового президента.
Конечно, у регионалов, опять-таки в отличие от БЮТ, припасен еще один козырь - это должность спикера, которую тоже можно выставить на торги с НУ-НС. Естественно, для этого нужно пожертвовать Владимиром Литвиным. Формально для юридического оформления коалиции достаточно решения фракции ПР и 37 депутатов от НУ-НС. При таком раскладе новая формальная коалиция будет насчитывать меньше 226 депутатов (171 регионал + 37 «нунсовцев» = 208), но эту проблему можно решить за счет перебежчиков из других фракций - БЮТ и Блока Литвина (то, что спикер не контролирует всех своих 20 депутатов, давно общеизвестно) плюс часть внефракционных. Так что Владимир Михайлович, активно роющий яму нынешней коалиции, может вырыть яму и для себя.
НУ-НС будет шантажировать президента?
Исходя из этого политическая ситуация может развиваться по таким сценариям. Сценарий А: нынешняя коалиция распадется, а новая не создается - в результате новые досрочные выборы в парламент летом или осенью этого года, на которых с парламентской доски исчезнут фракции Литвина и НУ-НС, но появятся новые игроки - «Фронт перемен» Арсения Яценюка и Блок Тигипко. В этом случае Виктор Янукович вынужден будет предложить премьерство одному из парламентских неофитов и, кроме того, получит мощную оппозицию в лице Тимошенко, которая однозначно попадает в Раду, получая мандат депутата и хорошую площадку для критики власти. На сегодняшний день этот сценарий наиболее вероятный.
Сценарий Б: в Верховной Раде оформляется формальная коалиция ПР с НУ-НС. При этом первые же кадровые голосования обнаруживают отсутствие реального большинства в парламенте. Например, проваливается кандидатура Азарова или Яценюка на премьерскую должность. В этой ситуации большинство будет шатким, а сам Виктор Янукович станет жертвой постоянного шантажа со стороны НУ-НС. В этом случае президент также будет вынужден распустить парламент, но уже весной следующего года. А тогда в условиях экономического кризиса результат самой Партии регионов на парламентских выборах, которая уже не сможет спихнуть все беды на Тимошенко, может неприятно удивить Виктора Федоровича, что еще больше подорвет его и так зыбкую пока что власть.
Из всего вышеизложенного можно прийти к выводу, что, независимо от сценария, который будет реализован, Виктору Януковичу не удастся в полной мере решить все вышеперечисленные проблемы, и он рискует оказаться президентом без влияния и с минимумом полномочий.
А это в свою очередь может заставить политическую и экономическую элиту вернуться к обсуждению конституционных изменений для построения в Украине чисто президентской или чисто парламентской модели.