Синий синему не враг
- Виктор, я знакома с вашим утверждением: предвыборная-кампания лидера Партии регионов, которую проводили до первого тура голосования, вобрала в себя наработки других претендентов на пост президента Украины. Виктор Янукович успешно «мимикрировал» под них – да так, что соперники не заметили, а Виктор Федорович оказался в выигрыше. Что за супертехнология такая?
- Несмотря на то, что слоган был, как принято в рекламной классике, единый – «Янукович - эффективный лидер!» - в некоторых роликах он модифицировался под других кандидатов. Там узнавались слоганы Тигипко, Яценюка, Литвина. И даже Тимошенко с посылами «працює» и «вона працює»! Вот, чтоб не быть голословным, таблица:
Слоган другого кандидата | Слоган Януковича |
Врятувати країну. Арсеній | Віктор Янукович - лідер, який врятує державу. |
Сильний президент - сильна країна! Сергій Тігіпко | Для цього потрібен сильний та ефективний лідер. Цей лідер - Віктор Янукович. |
Країні потрібен Литвин Вона працює. Юлія Тимошенко | Україні потрібен ефективний лідер, з яким вона запрацює. |
Вона працює. Юлія Тимошенко | Віктор Янукович - ефективний лідер, з яким Україна запрацює. |
Большинство экспертов изначально предполагало: во второй тур выборов выйдут Виктор Федорович и Юлия Владимировна. Именно они развернут борьбу за перетягивание избирателей, уже «потерявших» своих кандидатов. У Януковича о подобной перспективе побеспокоились заранее, еще перед первым туром.
- Полагаете, это делали сознательно, не от нехватки собственного креатива?
- Конечно. Когда только в одном слогане наблюдается сходство, можно предположить оплошность. Но тут была система. Сильный ход, который на уровне подсознания приближал Януковича непосредственно к «чужому» электорату.
- Странно, что в штабе соперников не обращали внимание на сходство продукции…
- У Тимошенко – в том числе. Иначе подняли бы шум, обвинили Януковича в плагиате как минимум. Реализовывался перехват осторожно, в первую очередь на радио.
Удельный вес «своих» и «заимствованных» идей распределился следующим образом. Перед первым туром у Виктора Януковича было 15 роликов на радио, 3 из них содержали слоганы «непроходных» конкурентов, а 8 – содержали «брендовое» слово Тимошенко – «працює».
Однако перед вторым туром этот ход уже не применяли. С моей точки зрения, напрасно.
Еще любопытная деталь. Сергей Тигипко перед первым туром выборов «мимикрировал» под Януковича: синий фон его баннеров напоминал фирменный цвет главного регионала Украины. И если в первом туре такие ассоциации играли на Тигипко, то во втором – на Януковича. Особенно в восточных областях страны, где Сергей Леонидович занял второе место. Эти области традиционно лояльны к Януковичу. И избирателям Тигипко требовался совсем незначительный фактор, который сознательно или подсознательно подтолкнул бы к окончательному решению. Синий синему не враг!
- Хотите сказать, что Тигипко не случайно воспользовался параллелями?
- Без всякого сомнения. В штабе Тигипко действовали последовательно. В зените рекламной кампании запустили сообщения о том, что Сергей Тигипко опережает Арсения Яценюка.
- Гораздо круче: утверждали, что Тигипко попадет во второй тур!
- При этом реальной картины никто из рядовых избирателей не знал и знать не мог. Следующая «новость» выглядела так: Сергей Тигипко перехватил у Юлии Тимошенко симпатии среди городского населения. А в некоторых целевых аудиториях он, мол, и Виктора Януковича обходит!
Владимир Литвина, сам того не желая, тоже сыграл в пользу Януковича. Его слоган «Тільки він гідний бути президентом України», отложившись в памяти, во втором туре работал на кандидата-мужчину.
Скоро ли победят новаторы?
- Виктор, у меня, как у потребителя рекламы, сложилось ощущение: в штабах Януковича и Тимошенко перестарались, когда львиную долю роликов посвящали «играм на понижение» оппонента. В итоге оба политика предстали в крайне невыгодном свете, правда?
- Последствия уже не замедлили сказаться: значительную часть избирателей не устроила перспектива выбирать меньшее из двух зол (4,4% в 2010 против 2,34% в 2004 году). Но, как по мне, выиграла Украина. И победитель президентской кампании-2010, и проигравший ускорили приход новых политических элит. Я имею в виду не только перспективы Сергея Тигипко и Арсения Яценюка – называть их , немало поработавших на высоких государственных постах, совсем новыми как-то неловко. Речь идет о действительно неизвестных сегодня людях, которые будут соответствовать запросам общества на лидера нового формата.
- Ну а пока, в соответствии с афоризмом Леонида Кравчука, первого президента и экс-доверенного лица Юлии Тимошенко, мы имеем то, что имеем… Реклама Тимошенко выглядела зрелищно, остроумно, эффектно, в полном соответствии с образом героини. Ролики Виктора Януковича на ее фоне казались более статичными, консервативными.
Накануне 7 февраля вы предположили: именно стратегия Януковича окажется для избирателей предпочтительной. Почему это, по-вашему, предвещало победу?
- Главный плюс Януковича: он не отклонялся от линии своих кампаний, которые были реализованы с 2004 года. Ведь в ту пору его поддержал достаточно большой процент людей. Те же тезисы регионалы использовали и на парламентских выборах. Постоянство привлекательно для большинства людей! ( Напомню, впрочем: сейчас мы обсуждаем только влияние рекламы и пиара на выборы-2010, другие факторы не рассматриваем.)
В маркетинге известна так называемая модель Роджерса. Суть ее состоит в том, что люди разделяются на новаторов, ранее большинство, позднее большинство и консерваторов. Новаторы составляют 2,5 процента, не только в Украине, в любом другом обществе. Это быстро воспринимающая, быстро реагирующая категория граждан. 13,5 процентов - ранние последователи, 34 процента – ранее большинство. Они несколько медленнее «доходят» до необходимости перемен. Те же 34 процента у позднего большинства и 16 – у консерваторов.
Позднее большинство крепко держится собственных взглядов, редко от них отказывается, хотя донести «поздним» нужный посыл непросто. Но уж если они поверят в кого-то…
Технологи Виктора Януковича работали на эту категорию с 2004 года, включая плановые и досрочные парламентские выборы. И теперь они точно знали, на кого опираются. В первом туре результат в 35 процентов голосов был обеспечен в основном за счет позднего большинства! То, что избиратели Януковича традиционны и скептичны, доказывается также тем, что результат Партии Регионов на выборах в парламент и в 2006 и в 2007 годах был поразительно близок все к той же магической цифре 34 – 32,12 % и 34,37% соответственно.
Второй тур также показал: люди рисковать не хотят. Что в условиях кризиса потребность в стабильности, которую несет в себе Янукович (по крайней мере, с экранов телевизоров), больше чем потребность в «новом пути», который предлагала Тимошенко.
Визитка «КП»
Виктору Ткачуку двадцать шесть лет. У него- высшее медицинского образование. На последних курсах вуза парень сотрудничал с рекламным агентством, которое продвигало социальный проект. Малышей на приеме у врача «награждали за смелость» упаковкой сока, чтобы дети не боялись в следующий раз профилактических посещений поликлиники. Эффект оказался настолько впечатляющим, что Виктор «изменил» медицине и занялся изучением технологий влияния рекламы на более взрослые категории населения.
Что важно: Ткачук не относится к так называемой старой школе политологов- социологов-пиарщиков, которым привычно делать прогнозы под заказ определенных политических сил или партий. Возможно, это и есть росток того гражданского общества, где независимость взглядов и выводов становится нормой жизни?
Фото автора