Политических технологий, которые имеют своей целью «запугать» соперника и деморализовать его избирателей, множество. Одна из них касается обнародования социологических данных, якобы свидетельствующих о безоговорочной поддержке избирателями одного из кандидатов. Судя по всему, такие технологии начали отрабатывать в штабе одного из претендентов на высшую государственную должность. На днях депутаты от Партии регионов обнародовали цифры социологических исследований, согласно которым разрыв между Тимошенко и Януковичем во втором туре якобы составит 19% в пользу последнего.
В БЮТ, естественно, сразу же заявили: предоставленные для прессы цифры - неправда. По словам депутата Игоря Грынива, подобный прогноз не стоит воспринимать серьезно.
- С профессиональной точки зрения - это профанация, - эмоционально комментирует Грынив. - Такие заявления вообще не имеют никакого отношения к социологии.
Вопрос о корректности или некорректности данных, выдаваемых штабами на-гора, остается открытым. Верить им или нет?
- Понятия «корректно» или «некорректно» в политической борьбе неприменимы. Есть потребность, есть технологии, - объясняет политолог, замдиректора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий. - Дело в том, что сейчас разворачивается борьба за электорат третьих кандидатов - например, Сергея Тигипко. А она распределится наполовину: в Западной и Центральной Украине электорат будет ближе к тому, чтобы проголосовать либо «за Тимошенко», либо «не поддержать ни одного из кандидатов». То же - в Восточной и Южной Украине: либо «Янукович», либо «никто». Соответственно задача штаба Януковича - сделать так, чтобы в Западной Украине избиратели не добавили голосов Тимошенко, проголосовав «против всех».
Политолог убежден, что подобные технологии будут применяться вплоть до второго тура выборов. Подобная информация будет вбрасываться в СМИ в течение недели.
- Проблема даже не в социологии - отечественные СМИ просто не имеют критериев, по которым они могли бы оценивать ту или иную информацию, - разводит руками политолог. - Поймать социологов на том, что они врут, наши журналисты не могут. Верит избиратель или нет (для политиков. - Прим. авт.) - не имеет значения, главное, что такая информация распространяется.
Впрочем, профессиональная социология свидетельствует: настоящие цифры разрыва между кандидатами совсем другие. Согласно прогнозу известной социологической компании «Социс», разрыв между кандидатами во втором туре может быть в рамках среднестатистической погрешности - около 3%. Об этом сообщил ведущий менеджер «Социса» Александр Чашковский.
- Мы сделали аналитический экскурс по всем данным и спрогнозировали в некоторой мере, как основные показатели будут влиять на рейтинги во втором туре. И по нашим данным, во втором туре равновесие сил будет в пределах погрешности где-то 3%. Поэтому очень тяжело спрогнозировать результат.
По его словам, «Социс» провел анализ исследований эксит-поллов, согласно которому баланс сил между кандидатами в президенты будет в пределах статистической погрешности.