Однако эксперты считают, что политики нередко перегибают палку и их обещания соответствуют скорее кандидатам на пост премьера, чем будущим президентам. Обещания лидеров парламентских политсил, как те из них, что выписаны в официальных программах, так и те, что ежедневно озвучиваются на встречах с избирателями, в рамки президентских полномочий, закрепленных украинской Конституцией, не укладываются. Стало быть, победив на выборах, они могут и не исполнить своих обещаний - ведь новоиспеченный президент попросту не будет иметь соответствующих полномочий.
- В своих обещаниях они заходят далеко за границы полномочий президента: берут на себя полномочия и правительства, и парламента, и в отдельных случаях даже судебной власти, - критикует политиков экс-глава Конституционного суда Иван Тимченко. - Если прочесть программы, можно легко проанализировать и вычислить, например, процент того, какие обещания кандидаты дают в рамках полномочий президента, а какие - просто говорильня, охмурение народа. В целом даже навскидку можно сказать, что вторая цифра будет больше.
Согласен с ним и председатель Всеукраинской ассоциации политических наук Валерий Бебик, который говорит, что программы кандидатов в президенты не только очень похожи, но и оторваны от реальных полномочий президента.
- Это программы премьер-министров, поскольку больший упор сделан на экономику и социальную отрасль, - считает эксперт.
Суть поведения «претендентов на престол» пояснил соавтор Конституции Украины Виктор Мусияка: «Заявления кандидатов находятся за пределами действующей Конституции... Во-первых, кто-то из кандидатов не знает системно Основной закон. Но большинство все прекрасно понимают и хотят иметь гораздо больше полномочий, заняв этот пост».
Кто эти кандидаты, нетрудно вычислить, ответив на вопрос «Кто планирует переделать Конституцию?». Список желающих расширить полномочия президента «под себя» окажется весьма широким. Пожалуй, только Владимир Литвин считает, что «прежде чем менять Конституцию, ее нужно научиться выполнять».
Политологи помогли нам определить, какие именно предвыборные обещания соответствуют президентским полномочиям, а какие - нет. Прежде всего желающие занять верховный пост не могут комментировать экономическую политику - ведь сам президент влияет на нее опосредованно. Стало быть, любое «обыкновенное экономическое чудо» от политика сегодня - пустые слова. Так же, как обещания отдельных политиков «увеличить рождаемость» и выдать «каждому ребенку по компьютеру». В первом случае у президента будет только один способ реализации обещаний - проявить себя настоящим мужиком, во втором случае - настоящим меценатом.
Согласно Конституции президент является гарантом суверенитета, территориальной целостности, соблюдения самого Основного закона Украины, прав и свобод человека и гражданина. Круг его полномочий достаточно широк, но он не безграничен. Как рассказали «КП» политологи, до сих пор только один политик из принимающих участие в выборах не преступил грань разумного - им оказался Владимир Литвин.
- У нас не работает право, не работает Конституция. Страна живет на основе договоренностей, а не на основе Основного закона, - констатирует Литвин. - Из-за этого у нас разваливается система государственного управления. В этом первопричина всех проблем: от нищеты до бесправия наших граждан.
Вернуть власть в правовое поле - в этом видит свою основную задачу Литвин: «Президент - гарант Конституции, а не диктатор, перекраивающий Конституцию под себя».
По мнению Владимира Михайловича, у президента будет главное задание прежде всего в качестве гаранта Конституции: ему придется защищать права и свободы людей, контролируя деятельность тех органов, которые отвечают за их реализацию. То есть президент должен создать такие условия, при которых политики не смогут красть государственное имущество и пользоваться властными полномочиями в личных целях.