Украинцы перестали доверять социологам - соответственно потеряли доверие и к социологии как к науке. Причем не только обычные люди, но и опытные политики. Вспомнить хотя бы случай, происшедший на минувшей неделе: стало известно, что Сергей Тигипко выиграл суд у авторитетной социологической службы TNS, доказав, что ее рейтинги, мягко говоря, не соответствуют действительности.
Не доверяют социологическим исследованиям и прочие известные политики. Что же случилось с нашими социологами. Неужели все куплены?
НА ЗАПАДЕ НА КОНТАКТ ИДУТ БОЛЕЕ ОХОТНО, ЧЕМ НА ВОСТОКЕ СТРАНЫ
У самих экспертов, которые смотрят на проблему «изнутри», имеется другой, пусть менее популярный, но, с другой стороны, куда более взвешенный ответ. По их мнению, все больше наших соотечественников отказываются от участия в социологических опросах, что в конечном счете сводит на нет результаты работы специальных институтов и компаний, изучающих электоральные предпочтения. Соцопросы, публикуемые этими компаниями, теряют всякий смысл - ведь из-за отказа респондентов отвечать на вопросы, указанные в «опросниках» и анкетах, статистическая ошибка приобретает глобальный характер.
Как рассказывает директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко, сотрудникам компаний, принимающих участие в опросах, нередко приходится «целовать» дверь и уходить, чтобы найти следующую кандидатуру, соответствующую тому заданию, которое ему дали, - то есть респондента, подходящего по половым, возрастным характеристикам. Социолог объясняет: это происходит во всех областях страны, впрочем, чаще всего общаться отказываются жители промышленных регионов востока.
- Больше всего отказываются общаться с социологами в восточной части Украины, в то время как на западе страны на контакт идут охотно. Люди закрывают дверь и обижаются. Общее настроение такое: да ваша социология никому не нужна, у меня нет времени и так далее, - продолжает социолог. - В 2004 году и та, и другая сторона, наоборот, старалась через социологические исследования донести свою точку зрения и не отпускала этого социолога, когда у него заканчивается сеанс встречи с респондентом. Сейчас же мы сталкиваемся с апатией, сочетаемой с агрессивностью.
ЛЮДИ УСТАЛИ ОТ ПРЕДВЫБОРНОЙ ГОНКИ
Причин для недоверия несколько. Во-первых, по мнению политологов, часть избирателей устала от перманентной предвыборной гонки, следовательно, она не хочет принимать участия в процессах, как-либо связанных с выборами. Еще одна часть не доверяет соцопросам, поскольку убеждена в их коррумпированности и продажности рейтингов. Этому немало поспособствовали события осени 2007 года, когда во время парламентской кампании разразился скандал с заказными рейтингами. Якобы какая-то компания за несколько тысяч долларов согласилась «нарисовать» правильную цифирь для одной из политических сил.
А в середине февраля 2006 года научный руководитель фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина и руководитель «Юкрейниан социолоджи сервиса» Александр Вишняк объявили о существовании 5-6 виртуальных социологических служб, которые распространяют данные несуществующих соцопросов в Интернете.
К марту Бекешкина сделала еще одно заявление:
- Известно о 10 виртуальных социологических службах, где кто-кто сидит и рисует предпочтения избирателей, - рассказала она журналистам. - Когда я начинаю своим коллегам из цивилизованных стран это рассказывать, они не понимают, о чем идет речь. Говорят, у них социологи тоже могут ошибаться... Я объясняю, что они не ошибаются, они просто «рисуют» результаты.
Соответственно, украинцы все больше чувствуют за соцопросами подвох и, боясь быть обманутыми, все реже участвуют в опросах и не доверяют их результатам. Суммировав информацию об агрессивности респондентов, не желающих принимать участие в опросах, и недоверии к социологическим службам, политолог Виктор Небоженко подводит итог: люди не верят в то, что социология хоть как-либо может повлиять на исход выборов. А раз так, то не стоят доверия и сами результаты соцопросов.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Россияне стали более недоверчивыми
Жители соседней России в основной своей массе по-прежнему доверяют социологам, полагая, что опросы общественного мнения отражают реальное мнение граждан. Впрочем, буквально за последние 4 года количество «доверчивых» жителей России уменьшилось на 10% - если в 2005 году соцопросам верили 76% россиян, сейчас их стало 67%. Количество же россиян, которые верят, что результаты массовых опросов не отражают действительности, растет - за последние годы их стало больше на 5%. Теперь «недоверчивым» можно считать каждого пятого россиянина.
Исследование, проведенное нашими соседями, интересно прежде всего тем, что социологи «разложили» своих респондентов по разным категориям. Так, им удалось узнать, что верить результатам опросов склонны в первую очередь селяне (72%), россияне моложе 34 лет (72-73%) и те, кто участвовали в них в качестве респондентов (70%). Считают их несоответствующими действительности, как правило, жители средних и более крупных городов (21-22%) и те, кто никогда не участвовал в них (20%).