Вместо этого они превратились в огромные финансовые пирамиды, которые занимают деньги под высокие проценты для того, чтобы уплатить старые долги, срок которых истекает. А поскольку занимаются безнадежные кредиты под госгарантии, то платить за бесхозяйственность или злой умысел придется из государственного бюджета, то есть нам с вами.
ИЩУ В УКРАИНЕ НОВЫЕ ДОРОГИ НА МИЛЛИАРД ДОЛЛАРОВ В ГОД
Недавно в СМИ появилось сообщение о том, что «Укравтодор» нарастил огромный, в 7,8 миллиарда долларов, долг и ищет, где еще занять миллиард долларов. Такой задолженности у госмонополии не было за весь период независимости Украины.
На вопрос: сколько километров дорог было построенов этом году? - руководитель «Укравтодора» Вадим Гуржос отвечает, что этой информацией он не владеет. «Укравтодор» также хочет реструктуризировать предыдущий заем под 11-11,5% годовых. Но из-за того что Украина - высокорисковая страна, очередной заем кредиторы хотят предоставить уже под 13% годовых. Платить, разумеется, будет бюджет.
Возникает вопрос: где в Украине построено дорог на миллиард долларов, который уже одолжил в 2009 году «Укравтодор»? Куда пойдет еще миллиард долларов, который он хочет взять в долг сверх суммы, предусмотренной в бюджете? Тем более что похожая ситуация и в других госмонополиях: НАК «Нафтогаз України», «Укрзалiзницi».
Недавно «Нафтогаз» реструктуризировал внешнюю задолженность на сумму $1,6 млрд. Чтобы уговорить инвесторов продлить срок погашения долгов, украинская сторона повысила ставку по внешним обязательствам «Нафтогаза» с 8,125% до 9,5% годовых. Для госбюджета это означает увеличение долговой нагрузки, поскольку только на выплату процентов потребуется выделить около $460 млн. Переговоры о реструктуризации кредита на сумму $550 млн ведет и «Укрзалiзниця».
БОЛЬШИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ДОВОДЯТ ДО БАНКРОТСТВА?
Когда-то крупнейшие доноры бюджета - госмонополии - превратились сегодня в убыточные предприятия, которые все меньше строят дорог, добывают газа, перевозят пассажиров и грузов. Беспрестанно одалживая деньги, производственные предприятия превратились, по сути, в финансовые учреждения, которым не хватает лишь одного - возможности кредитовать. И это - тупиковая государственная политика, которая обусловила коллапс государственного сектора экономики.
Именно строительство дорог, мостов, жилья, как предполагали антикризисные меры правительства, должно было дать мощный толчок выходу украинской экономики из кризиса. Потянуть за собой подъем производства стройматериалов, металлургии, других смежных отраслей, создать новые рабочие места. Но вместо этого госсектор превратился в один из самых крупных заемщиков бюджета.
Как такое могло случиться? Ведь именно государственные компании-монополисты, а не частный бизнес сегодня во всем мире «вытягивают» свои государства из глобального кризиса. Почему государственные монополии Украины работают по перевернутой логике? Плохой менеджмент? Во всех госмонополиях сразу? Вряд ли. Скорее, это похоже на умышленное банкротство - технику, отработанную уже на сотнях госпредприятий. Схема проста. Государственный завод или коммунальное предприятие искусственно загоняют в долги - за поставленные по непомерным ценам сырье, энергоносители или предоставленные под космические проценты заемы, а потом по кускам «вытягивают» из гос- или коммунальной собственности. По всей видимости, сегодня опять применяется отработанная в лихие 90-е технология, причем в масштабах страны. Госкомпании могут умышленно банкротиться, чтобы их можно было дешево купить по частям, а заодно - прикарманить кредиты, выданные под госгарантии.
Андрей ПЫШНЫЙ, заместитель главы партии «Фронт перемен», для «КП» в Украине».