Крым каждому открывается по-разному. Отдыхающим - как всемирно известный и любимый многими поколениями курорт. А проницательному глазу экономиста - как сгусток общих для всей страны проблем. О них и беседовал Сергей Тигипко с жителями полуострова.
ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ
Они так тесно переплелись в Крыму, что это ощущается буквально на каждом шагу. Красноперекопск - в прошлом Перекоп - форпост Крымского ханства. Мудрая каменная сова, когда-то венчавшая ворота крепости и разбитая в конце концов ядрами потемкинских артиллеристов, веками бесстрастно наблюдала за турецкими янычарами, вереницами рабов, пышными посольствами польских королей и эмиссарами Богдана Хмельницкого.
По дороге из Симферополя в Феодосию неподалеку от старых домов и православных храмов выросли мечети и новостройки когда-то насильно изгнанных отсюда крымских татар. Автономная Республика - отнюдь не сонное царство, оживающее исключительно в курортный сезон. Крым живет своей особенной жизнью. И это порой сильно тревожит политиков и экспертов. Они-то знают, в какой гордиев узел сплелись здешние проблемы. Но, несмотря на все местные особенности, АРК - составная часть Украины. И тревоги жителей юга страны абсолютно совпадают с тревогами украинцев запада или востока.
- Везде пенсионеры получают одинаково нищенскую пенсию, - констатировал приехавший в гости к крымчанам политик Сергей Тигипко. - Нигде сирота не может получить высшего образования, потому что у него нет денег. Ни на востоке, ни на западе, ни здесь, в Автономной Республике, малый и средний бизнес не может чувствовать себя свободно, потому что задавлен налогами и бесчисленными проверками. Понимание этого и желание исправить ситуацию в стране, самим заработать себе лучшую жизнь и должно объединить нас.
Что ж, прислушаемся к словам Сергея Леонидовича и поговорим о том, что нас объединяет.
КРУГОСВЕТКА - НЕ ПРОБЛЕМА!
Феодосийских корабелов ОАО «Приморец» давно знают поклонники яхт класса «VIP». В цеху, где собирают мощные катера и моторные яхты представительского класса, висит политическая карта мира. На ней фломастером проложены курсы кораблей, сошедших за 10 лет с момента рождения завода с его стапелей. Если проследить за пунктирными линиями, отмечающими курс, окажется, что детища приморцев уже не раз огибали земной шар.
- Какая красота! - не удержался от восторженного возгласа известный политик.
- Это уже седьмая по счету яхта нашего производства! - с гордостью заметил председатель правления Валерий Пивнев. - Все для частных заказчиков. Для того чтобы выйти на международный рынок, прошли лицензирование. Создали собственное проектно-конструкторское бюро.
Как стало известно «КП», заказчиками крымских корабелов охотно выступают богатые яхтсмены Прибалтики, США и России.
- Главное достоинство наших судов в том, что они сделаны из цветных металлов. В основном из алюминия и дюралюминия. В сочетании с особенностями проектирования корпуса это делает яхту довольно быстроходной и устойчивой, - пояснил один из конструкторов Александр Высоцкий. - К тому же мы разрабатываем всю внутреннюю отделку судна. Тут уже все зависит от пожелания заказчика - любая порода дерева, любая мебель.
|
О цене такого кораблика заводчане умалчивают. Во всяком случае дешевле, чем у знаменитой яхтостроительной фирмы «Бенетти», к которой за престижными «игрушками» выстраиваются в очередь арабские шейхи и голливудские звезды. А ведь могли бы пойти и к украинским специалистам. В чем проблема?
КОРАБЕЛЫ ПОДАЮТ СИГНАЛ «SOS»
Валерий Пивнев - бессменный руководитель «Приморца», добившийся признания своего детища на международном рынке, - с трудом сдерживает эмоции.
- Мы не хозяева здесь! Все небольшие производственные мощности арендуем у государственного предприятия «Море», которое ныне не работает. Но расширить их нам не дают. Сейчас делаем яхты длиной 24 метра. А могли бы - 36. И с гораздо большим водоизмещением. Однако поневоле приходится отказываться от заказов.
Кроме проблем с собственником цехов, есть еще закавыка государственных масштабов. Ведь предприятию для поддержки реноме надо работать с импортным сырьем и комплектующими. А его ни с того ни с сего лишили всех льгот, предусмотренных Законом «О поддержке судостроения». В итоге после уплаты всех таможенных пошлин корабли, способные конкурировать с иноземными аналогами, возрастают в цене. Стало быть, заказы от этого не увеличиваются.
Третья проблема - невозвраты НДС - та же самая, на которую Сергею Тигипко в один голос жаловались машиностроители и металлурги Луганщины, Полтавщины, Донбасса, Приднепровья и других регионов Украины.
Четвертая беда у крымчан тоже общая с остальными - непрекращающиеся проверки всевозможных контролирующих организаций.
- Вздохнуть свободно невозможно! - возмущен председатель правления.
«БУДУ ЗА ВАС БОРОТЬСЯ!»
- Такая ситуация недопустима! - высказал свою точку зрения известный политик и экономист. - Экспортерам должен быть создан максимальный режим благоприятствования. Ведь в кризис они остались единственными поставщиками валюты в страну. Льготы, предусмотренные законом, следует немедленно вернуть. Налицо непонимание элементарного: только развивая высокотехнологичные производства, можно исправить структурные перекосы в экономике страны, которая сегодня импортирует преимущественно сырье и полуфабрикаты.
Что же касается НДС, по мнению лидера партии «Сильная Украина», то это самый коррупционный налог в государстве. От него необходимо отказаться, либо кардинальным образом его реформировать, либо перейти к прямому налогу с продаж. Причем в случае перехода к налогу с продаж его можно превратить в мощный стимул развития технологий, установив для предприятий дифференцированную ставку.
Прощаясь, директор «Приморца» передал киевскому гостю папку с фотографиями шедевров феодосийских корабелов. Не как подарок, а чтобы донести их тревогу до властей предержащих.
- Спасибо! - поблагодарил тот. - Не волнуйтесь, не потеряю. Буду за вас бороться!
И ОПЯТЬ О ТОМ, ЧТО СХОДНО
Что нужно власти для спасения страны? Этот вопрос Сергею Леонидовичу задали люди, собравшиеся в феодосийском Доме офицеров.
- Сила! - уверенно ответил Тигипко и добавил: - Однако эта сила не появится из ниоткуда. Власть сильна пониманием цели. А она у нас с вами общая - вывести страну из кризиса. Кажется, что это невозможно. Я вас уверяю, выход есть!
Впереди у политика было еще немало встреч. О них мы расскажем вскоре…
ДОСЛОВНО
Сергей Тигипко - за отмену НДС и господдержку судостроительной отрасли.
- Почти во всех странах мира судостроение имеет налоговые льготы, - сказал Тигипко во время рабочей поездки в Феодосию. - Это высокие технологии, а высокие технологии требуют поддержки государства. Также необходимо решить проблему с возвратом НДС предприятиям-экспортерам. В конце концов мы должны отказаться от этого наиболее коррумпированного налога, поскольку он душит наших экспортеров, и заменить налогом с продаж. Государство должно стимулировать экспорт высокотехнологической продукции. Задержки с возмещением экспортного НДС делают украинского производителя менее конкурентоспособным на внешних рынка.