Два столетия назад Полтавщина была культурно-политическим и экономическим центром Слобожанщины. Здесь появилась на свет знаменитая «Энеида» Котляревского, сюда на воспетые Гоголем шумные ярмарки съезжались купцы. Испокон веку здесь живут трудолюбивые, добрые, сильные люди. К ним-то и приехал известный отечественный политик и экономист Сергей Тигипко.
От Киева до Лубен
Эти 250 километров трассы - живая история Украины. Сколько вдоль нее насеялось крестьянской пшеницы и чумацкой соли! Кто-то даже сравнил ее с Великим шелковым путем. В самом деле, эта дорога веками соединяла и соединяет левый берег Днепра с правым, а восток с западом. Когда-то по ней тянулись селянские телеги и купеческие обозы, сейчас несутся груженые фуры и иномарки. Разница между прошлым и будущим только в наличии асфальта и количестве лошадиных сил под капотом авто. И как встарь, дорога эта приводит путника в Лубны.
|
Этот небольшой аккуратный городок обязан своим рождением самому равноапостольному князю Владимиру. Более того, он ровесник Крещения Руси, поскольку первое летописное упоминание о нем приходится аккурат на 988 год н.э. Впрочем, все это история. А вот чем и как живут Лубны сегодня? Говорят, нынче, чтобы добыть подробную информацию о любой точке земного шара, достаточно зайти в Интернет. Что ж, посмотрим, что поведает нам о Лубнах всезнающая Википедия. В частности, об экономике города.
«Всего в городе было до 2006 года 22 промышленных, 12 строительных, 7 транспортных предприятий. Количество видов промышленной продукции, которая вырабатывается предприятиями города, составляет около 300 наименований, более 60 из них освоены за последние годы. Экономика города находится в плачевном состоянии, город держится на малом бизнесе и предпринимателях». (Впрочем, Всемирная сеть никогда не несла ответственность за точность и объективность.) Далее список мертвых и живых предприятий. ОАО «Комсомолец» значится в числе последних.
- «Комсомолец» действительно жив и развивается, - с удовольствием отметил, общаясь с заводчанами, Сергей Тигипко. - С трудом верится, что 7 лет назад ничего из того, что я вижу, здесь не было.
|
«Комсомольская» смекалка
Известный в Украине и далеко за ее пределами лубенский завод, специализирующийся на элеваторном и мельничном машиностроении, начинался с маленьких мастерских, а сегодня имеет свое представительство в Москве. Его продукцией - системами транспортировки сыпучих веществ - охотно пользуются сельскохозяйственные перерабатывающие комплексы России, Беларуси, Молдовы и других стран СНГ.
- Но этим возможности «Комсомольца» не ограничиваются, - не без гордости говорит директор ОАО Юрий Плескач. - Сегодня завод предоставляет полный спектр услуг по реализации оборудования ведущих фирм-производителей Германии и Франции для сушки и хранения зерна. Но и это еще не главный наш конек.
На заводе приступили к выпуску и монтажу под ключ целых элеваторных комплексов.
- Это вы здорово придумали! - похвалил машиностроителей опытный экономист. - Зерновой рынок страны огромен. Сегодня в Украине насчитывается более 1200 предприятий системы хлебопродуктов. Соответственно высок спрос на небольшие, но качественные, оборудованные по последнему слову техники элеваторы. И очень хорошо, если это будут наши, отечественные элеваторы, а не их иноземные аналоги.
Однако и на этом лубенские сюрпризы не закончились.
- Вот это наша последняя разработка! - сказал Юрий Михайлович, показывая известному политику отопительный котел с гордым названием «Комсомолец».
Разработка и впрямь достойна внимания, поскольку уникальная отопительная система, обогревающая часть заводских помещений, не потребляет ни кубометра газа. Котел работает… на топливе, которым так щедра аграрная Полтавщина, - брикетах соломы и прочих отходах растениеводства. Годится даже камыш. По словам директора, стоит такой агрегат в 3 раза дешевле импортных - 300 тысяч гривен. А окупается всего за год.
- Задание номер один, стоящее сегодня перед нашим государством, - добиться энергетической независимости Украины. Для этого надо уменьшить объемы импортного топлива и развить те направления отрасли, в которых у страны есть большие преимущества, такие как биоэнергетика и переработка отходов, - сказал Сергей Леонидович. - Единственная проблема - отсутствие государственной поддержки. Кредитов для этого не дают, а само финансирование биоэнергетических программ урезано до минимума. Таким образом, вместо того чтобы вытащить державу из газовой кабалы, ее у нас сознательно загоняют в долговую яму, тем самым способствуя развитию зарубежных экономик.
И после паузы добавил:
- Нет ни стратегии, ни твердой государственной воли. Стране нужны новые сильные лидеры.
Полтавские «эмираты»
Разговор о нефтегазовой независимости страны продолжился уже не в Лубнах, а в десятках километров от города - в окрестностях села Яблунивка Лохвицкого района Полтавской области. Полчаса езды - и перед вами открывается фантастическое зрелище: равнина с возвышающиеся над ней дюжиной буровых вышек. Кто бы мог подумать, что такую картину можно увидеть не где-нибудь в Сургуте или Арабских Эмиратах, а в самом сердце энергозависимой Украины.
Яблунивское газоконденсатное месторождение открыли еще в 1977 году. Оно одно из крупнейших и самых сложных в Украине по условиям добычи. И тем не менее…
|
- С начала эксплуатации в 1983 году здесь добыли 42 миллиарда кубометров газа и около 3 миллионов тонн конденсата, - рассказали Сергею Тигипко специалисты ГПУ «Полтавагаздобыча». - А запасы месторождения оцениваются в 64 миллиарда тонн газа и более 7 миллионов тонн жидких углеводородов.
Однако поднять их на поверхность буровикам мешают не геологические нюансы. Казалось бы, самого факта существования и разработки этого месторождения хватило бы для того, дабы страна в спешном порядке принялась бурить свои скважины, чтобы работать и обогреваться своим газом. А скромные села вокруг него давно превратились бы в аналоги городков российских нефтяников, по уровню комфорта соперничающих со столицей. Но не тут-то было. И причины этого Сергею Леонидовичу, как министру экономики Украины, в должности которого он проработал 1999-2000 годы, известны хорошо.
- Того, что находится под землей здесь и на других месторождениях, достаточно, чтобы пресловутый газовый вопрос отпал сам по себе. Однако для развития собственного газового производства крайне важны долгосрочные инвестиции. Ведь одна только скважина - это три с половиной года работы (от проекта до первых добытых кубометров), - констатировал он. - Но чтобы инвестиции рекой хлынули в отрасль, необходима опять-таки поддержка государства. А ее нет.
По словам известного политика, в стране нет четкого перспективного плана развития этой отрасли. К тому же стремления потенциальных инвесторов тормозит ряд бюрократических барьеров. И главный из них - вопрос отвода земельного участка. Когда дело касается скважины, этот вопрос решается отнюдь не в областном совете, а на уровне Верховной Рады. Причем не менее двух лет. За это время у любого пропадет желание укреплять энергонезависимость страны. Не приходят на помощь и главы местных советов. Ведь налоговая система в стране такова, что бюджет села или поселка не получит с этого ни гривны.
- Однако ситуацию можно и нужно переломить. У вашей отрасли огромное будущее. Я уже говорил, что для этого нужна сильная государственная воля. И время новых, сильных политиков настало, - сказал Сергей Тигипко, прощаясь с газовиками.
Впереди у известного политика и экономиста было еще немало встреч на полтавской земле.
«Предлагать армии зарабатывать самостоятельно - это абсурд!»
Среди множества вопросов, которые задавали известному политику, были и те, что касались положения украинских Вооруженных сил. Ответы на эти вопросы накануне Дня защитника Отечества были особенно актуальными.
- В свое время вас, выпускника вуза, военная служба привлекла в том числе и возможностью зарабатывать больше, чем на «гражданке». А что сейчас?
- При среднем размере зарплаты (на июнь этого года) 1980 гривен командир взвода, старший лейтенант с пятилетней выслугой, получал 1224 гривны, командир батальона (подполковник, 18 лет выслуги) - 2493 гривны. Трудно гордиться звездами на погонах, получая копейки.
Из 12,8 миллиарда гривен, предусмотренных бюджетом этого года на финансирование армии, правительство выделило только 7,3 миллиарда, жалуется Верховный главнокомандующий Виктор Ющенко.
- Власть видит выход в том, что остальные военные должны заработать сами…
- Абсурдная позиция! Каждый должен заниматься своим делом. Военные - защищать страну. Власть - обеспечивать их всем необходимым.
По оценкам зарубежных экспертов, если сохранятся сегодняшние объемы финансирования, к 2013 году украинская армия будет полностью небоеспособна.
Не так давно я был на Черниговщине, в Первой отдельной гвардейской танковой бригаде. Естественно, не мог не спросить у танкистов, часто ли удается водить, стрелять. В ответ услышал: нет топлива, водим на тренажерах. Чтобы вывести танк в поле, нужно горючее, нужны заряженные аккумуляторы, снаряды. Если на все это денег в казне нет, танки стоят и умирают. А вместе с техникой, которая не используется, умирает армия.
Проблема еще и в том, что за год срочной службы солдат не успевает освоить премудрости управления современными боевыми машинами. Здесь нужны профессионалы. Их подготовка - дело дорогое, но и техника в руках таких специалистов будет использоваться эффективнее. Да и сами контрактники распрощаются со службой, только отработав затраченные на их обучение средства.
ВОПРОС РЕБРОМ
Как вывести страну из кризиса?
Жители Полтавской области услышали ответ на этот волнующий всех вопрос от известного политика.
В экономике
Задачи по преодолению кризиса и созданию условий для экономического роста должны стать первоочередными приоритетами власти.
Одной из первостепенных задач я вижу оживление банковской системы и кредитного рынка. Наиболее эффективным средством станет создание государственного Банка развития, который возьмет на себя функцию распорядителя бюджетных и эмиссионных средств и не допустит криминальных валютных спекуляций - гривна имеет все основания быть стабильной.
Приступить к реализации крупных государственных инвестиционных проектов, которые приведут к резкому снижению уровня безработицы и оживлению промышленного производства. В первую очередь - это строительство дорог и мостов. Украина не может эффективно развиваться при нынешнем дефиците транспортных магистралей. Необходимо стянуть страну высококлассными дорогами между областными центрами.
Для защиты и восстановления внутреннего производства пересмотреть и расширить перечень товаров, которые облагаются 13-процентной пошлиной при ввозе в страну. Это позволит оживить производство и вернуть людей на рабочие места.
Во внутренней политике
Инициировать принятие новой редакции Конституции Украины. В ней будет зафиксирована роль президента и подконтрольного ему правительства как реального и неоспоримого центра государственной и исполнительной власти.
Произвести глубокие изменения в системе государственной службы, радикально повысить ее эффективность и ликвидировать почву для коррупции. В первую очередь будут отменены политические квоты на государственные посты. Будет введен запрет на политическую деятельность чиновников.
Реализовать регуляторную реформу, которая во много раз уменьшит число согласований и разрешений для ведения экономической деятельности и строго очертит полномочия чиновников.
Разработать комплексную целевую программу по борьбе с коррупцией. Предполагается широкое применение административных наказаний, а также запрета на профессию, лишение льготных пенсий, выселение из государственных квартир.
Во внешней политике
Подчинить ее экономическим интересам страны и защите граждан Украины за рубежом.
Нужно вернуться к многовекторной международной политике, рассчитанной на установление взаимовыгодных отношений со всеми странами - партнерами Украины.
Активизировать украинское участие в приднестровском урегулировании и возобновить поддержку ориентирующихся на Украину представителей приднестровской элиты.
Возобновить активные экономические контакты с Индией и Китаем, вернуть украинские товары на среднеазиатские рынки.
В отношении ЕС проводить более независимую политику. Жестко отстаивать интересы украинских граждан и компаний. Надо добиваться упрощения визового режима, вплоть до его ликвидации. Развивать самый активный диалог с ЕС - в интересах Украины и в рамках соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли.
В образовании
Усовершенствовать систему всеобщего тестирования, обеспечить равные условия для получения высшего образования. Но главное - поднять статус учителя и преподавателя высшей школы. Обновленная система образования обеспечит украинский инновационный прорыв. Болонская система - правильное направление: единые стандарты диплома о высшем образовании, признание специалистов во всем мире, обмен студентами, преподавателями… С другой стороны, в Украине 12 категорий льготников среди поступающих в вузы, и это привело к тому, что среди абитуриентов имеются плохо подготовленные. Льготы должны быть, к примеру, сироте - деньгами, чтобы он мог выучиться, если способный, а впоследствии за 20-25 лет вернуть полученный на учебу беспроцентный кредит.
В здравоохранении
Внедрить обязательное медицинское страхование. Развивать семейную медицину и государственную систему профилактики заболеваний.
В общественной жизни
Активно развивать институты гражданского общества. Общества, которое невозможно без свободы слова, свободы вероисповедания, права на собрания и объединения, уважения к чужому мнению. Сделать все для установления общественного контроля над действиями власти через развитые общественные институты и независимые СМИ.