17 ноября
Загрузить еще

Социологи просят определить для себя «правила игры»

Социологи просят определить для себя «правила игры»
Фото: Конечная задача заказных социсследований - повлиять на избирателя и заставить его проголосовать за «нужного» кандидата.

«ВБРОС» НЕПРАВДИВОЙ ИНФОРМАЦИИ СБИВАЕТ ИЗБИРАТЕЛЕЙ С ТОЛКУ

Каким образом можно манипулировать результатами соцопросов и исследований, чтобы повлиять на избирателя, прочитавшего их результаты? Оказалось, способов множество: начиная от сравнения данных исследований, проведенных в разное время, до сведения в одну таблицу информации, полученной путем ответов на совершенно разные вопросы.

Социологи используют различные погрешности, периоды опросов, модели - методики расчетов, типы выборок - и могут добиваться подчас совершенно нелепых результатов, выгодных тому или иному кандидату в президенты (или же политической силе). Именно поэтому несколько руководителей отечественных социологических институтов и общественных организаций собрались на днях на пресс-конференции, чтобы потребовать упорядочивания правил для социологических служб.

- Допустим, два разных социологических института составляют рейтинг, только прописывают в списках разное количество кандидатов: у одного из них 7 участников гонки, а у другого - 12. Тогда «дополнительные» пять, конечно, «оттянут» на себя какое-то количество голосов избирателей, - привел пример простейшей социологической манипуляции директор Киевского международного института социологии Владимир Паниотто. - После бурных событий, связанных с «помаранчевой» революцией, много социологических фирм просто исчезли с поля зрения, поскольку их результаты противоречили не только данным ведущих социологических центров, но и всякому здравому рассудку.

Деятельность тех фирм, институтов и организаций, которые остались на «социологическом рынке», по его мнению, нужно упорядочить. Ведь бесконтрольный «вброс» различной по качеству информации дезориентирует избирателя, а сама социология превращается в нечто подобное гаданию на кофейной гуще.

- Если социология занимается изучением общественного мнения, она является наукой, а когда результаты исследований начинают использовать в своих целях политики, тогда она становится частью предвыборной технологии, - поддержал коллегу Александр Черненко, глава правления Комитета избирателей Украины. - Социология - это словно хирургический инструмент, который, с одной стороны, лечит, а с другой - несет в себе огромнейшую опасность.

ПОМОЖЕТ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Удержать в руках «инструменты» становится все труднее: даже существующее законодательство, определяющее задачи социологов, соблюдается из рук вон плохо. По словам эксперта Фонда общественной безопасности Юрия Гаврилечко, 60-я статья закона о выборах, регламентирующая, какую именно информацию должны публиковать институты, периодически нарушается. Одни социологические фирмы «забывают» опубликовать погрешность выборки, а другим выгодно выпустить «голую» статистику, не снабдив ее хоть какими-нибудь вменяемыми комментариями.

Социологи, собравшие пресс-конференцию по инициативе общественной организации «Фонд общественной безопасности», увидели несколько способов борьбы с непрофессионализмом своих коллег. Первый из них - получение аккредитации при социологической ассоциации, созданной недавно в Харькове.

- Но это - не совсем правильно: думаю, такой способ проконтролировать нечистых на руку экспертов станет «удавкой» на шее остальных социологов, - считает Владимир Паниотто. - Полагаю, единственный приемлемый вариант - оценка работы институтов профессионалами: представителями гражданского общества, сообществом социологов, журналистами, политиками.

Наряду с контролем общественности наладить работу институтов и компаний, работающих с общественным мнением, по суждению специалистов, поможет соблюдение профессиональной этики и законодательное ограничение как проведения исследований, так и публикации их данных.

- Я предлагаю внедрить госпрограмму по публикации статистических данных, с соответствующей методологией и опросами, - продолжил Юрий Гаврилечко. - Кроме того, нужно запретить публиковать иные рейтинги - именно так можно проконтролировать информацию, которую будет получать избиратель.

Социологи уверены: точка в технологиях, задействованных в президентской кампании, будет поставлена еще не скоро. Будут, по их мнению, использоваться масштабные социологические манипуляции - равно как и другие «сюрпризы», которые участники гонки могут использовать, дабы повысить собственный рейтинг. Который можно будет измерить с наибольшей достоверностью только уже непосредственно во время голосования.