Начало кампании подогревает интерес к избирательным технологиям, которые будут использовать основные кандидаты. Главные фишки Януковича и Тимошенко можно выделить уже сейчас. Об этом «Комсомолке» рассказал известный политолог, специалист по предвыборным технологиям Владимир ПОЛЯКОВ.
Консерватизм Януковича
Итак, Виктор Янукович, судя по его рекламной кампании, будет отдавать дань технологическим традициям, сложившимся еще во времена кампаний 2006 и 2007 годов. Консервативный стиль его посланий должен мобилизовать на участки его «ядерный» электорат. Призыв к стабильности и порядку, естественно, ложится на культивируемый в последние годы имидж лидера регионалов.
В программных установках его команда будет делать упор на социально-популистскую тематику. При этом активно будет муссироваться тема о предыдущих результатах кандидата, когда он возглавлял правительство.
Конечно же, не будут обойдены стороной и вопросы, традиционно близкие избирателю Виктора Федоровича: темы НАТО, русского языка, отношения с Россией. Так же привычно в кампании кандидата будет наблюдаться поддержка со стороны российских политиков, по крайней мере группы Дмитрия Медведева, и Украинской православной церкви.
В рамках контркампании против оппонентов, в первую очередь Юлии Тимошенко, будут использованы напоминания о прошлых обещаниях премьера. Активно будет использован ресурс мэров и местных советов на юго-востоке страны, подконтрольных Партии регионов, для конфронтаций действиям правительства и переложения на него ответственности за состояние дел на местах. То же в некоторой степени возможно и на предприятиях, принадлежащих регионалам. При этом стоит отметить, что ставшие традицией личностные обвинения лидера, как и любые другие факты со стороны оппонентов, согласно данным социологии, уже не будут действовать на значительную часть электората Януковича.
Единственное, что будет отличать технологический набор кампании Януковича 2010 года от 2004-го, - это отказ от педалирования темы раскола Украины.
«Модерновая» Тимошенко
В отличие от своего оппонента Юлия Тимошенко впервые стартует на президентские выборы не в амплуа пламенного оппозиционера, а из кресла премьер-министра. Соответственно будут подданы существенной корректировке и технологии ее избирательной кампании.
Уже сейчас понятно: в первую очередь команда Тимошенко попытается донести до избирателей то, что, несмотря на жесткий экономический кризис, правительству удалось избежать многих рисков и потрясений, и миновали они страну благодаря тому, что в этот момент лидер БЮТ оказалась во главе правительства. Причем команда Тимошенко при этом, скорее всего, будет опираться на реальные достижения, что немаловажно.
Подвергнется обработке и программа «Украинский прорыв». С одной стороны, невозможность ее выполнения в том виде, в котором она писалась в 2007-м, обоснована как влиянием мирового финансового кризиса, так и внутренними причинами - блокированием со стороны президента и его структур, а также отсутствием влияния правительства на Нацбанк и постоянного большинства в парламенте. А с другой - кризис дает команде Тимошенко уникальный шанс для модернизации страны, первые шаги которой уже сделаны правительством.
Во внешней политике Юлия Тимошенко будет делать ставку на ЕС, при этом всячески избегая конфронтации с Россией, используя установившиеся доверительные отношения с Владимиром Путиным.
В контркампании против Януковича Леди Ю будет использовать пассивность и непоследовательность действий оппозиции, а также укажет на невозможность управлять страной докризисными методами правительства Януковича, противопоставив его «стабильности» прогресс страны.
Конечно же, серьезным ресурсом в кампании Тимошенко будет и крепкая антикризисная команда, которая уже доказала свою эффективность в противостоянии кризису. Но основная фишка в обеспечении победы для Тимошенко в преддверии второго тура будет сделана на электорат кандидатов второго эшелона (Яценюк, Литвин, Тигипко), а также на разочаровавшихся избирателей, собирающихся проигнорировать выборы.
На смену майданам придут юридические войны и политические компромиссы. В целом избирательная кампания будет больше напоминать не 2004 год, а 1999-й, когда один из кандидатов, находясь у власти, сделал ставку на модернизацию страны в условиях экономического кризиса, а другой пытался сыграть на ностальгических настроениях общества.