Загрузить еще

Политолог Владимир Поляков: «Срыв приватизации Одесского припортового - решение политическое»

«Комсомолка» попросила политолога Владимира Полякова прокомментировать подводные камни решения, отменившего приватизацию ОПЗ.

- Это событие стало очередным поводом для обвинения правительства в проведении «своего» курса. Но Кабмин стал заложником президентской кампании: любой его шаг, а особенно приватизация стратегических объектов, всегда находится под прицелом оппонентов.

Когда Юлия Тимошенко впервые заговорила о приватизации ОПЗ в докризисном 2008 году, цена завода была максимальной. А в соглашении с потенциальным покупателем были оговорены лучшие условия, одобренные трудовым коллективом завода, который также выступал за приватизацию объекта.

В ситуации, когда президент сначала заблокировал приватизацию ОПЗ в 2008-м, потом дал «зеленый свет» в кризисном 2009-м, а за несколько недель до конкурса кардинально поменял свое решение, приостановив распоряжение Кабмина о приватизации, не только снизилось количество участников конкурса с 18 до 3, но и уменьшилась стоимость актива. Изначально среди желающих приобрести завод, выложив кругленькую сумму, были крупные западные инвесторы, такие как норвежско-ливийско-польский консорциум, но их, в отличие от отечественных и российских коллег, отпугнула нездоровая обстановка, в которой проходила приватизация. Тимошенко оказалась в ситуации, когда любой ее ход только ухудшал положение.

Не продавать завод было уже невозможно - потом ее обвинили бы в желании приватизировать предприятие «по-тихому». А это явно не входило в планы Тимошенко. Но и продавать завод по сценарию аукциона, состоявшегося 29 сентября, также не представлялось возможным.

Во-первых, участники аукциона, воспользовавшись противостоянием между институтами власти, сыграли на понижение стоимости, предложив максимальную цену в 5 миллиардов гривен вместо ожидаемых 8-10 миллиардов. Во-вторых, если бы Тимошенко признала результаты аукциона, то независимо от имени победителя ее бы обвинили в сговоре с участником, получившим завод ниже его рыночной стоимости. Сказалось и отсутствие на конкурсе серьезного западного инвестора, которого не только нельзя было бы обвинить в какой-либо связи с действующим премьером, но и готового заплатить реальную стоимость.

В итоге конкурсной комиссии пришлось выбрать лучший вариант из худших - из-за подозрений в нечестной игре аннулировать результаты аукциона по продаже ОПЗ и отложить его проведение до лучших времен. С точки зрения экономики это было достаточно непопулярное решение, ведь в условиях кризиса даже те средства, которые можно было бы выручить от продажи ОПЗ на аукционе, были бы не лишними в госказне. Юлия Тимошенко не могла повлиять на решение конкурсной комиссии, хотя и высказала свое мнение о ходе аукциона. Положив руку на сердце, нужно признать, что в случае с ОПЗ Фонд госимущества и премьер продемонстрировали государственный подход.

Итог очевиден: конкуренты Тимошенко по избирательной гонке получили свежую тему для критики. Правительство лишилось реальных средств для наполнения госбюджета, а завод и его трудовой коллектив - возможности получить эффективного собственника. В очередной раз политическая целесообразность возобладала над экономическим прагматизмом. На самом деле срывом приватизации ОПЗ в глазах международных финорганизаций и западных инвесторов президент и сотоварищи подставили не только правительство, но и всю страну. Единственной сатисфакцией может служить тот факт, что в случае своей победы на выборах Тимошенко наконец сможет провести прозрачную приватизацию ОПЗ, как в 2005 году она уже показала на примере «Криворожстали».