14 ноября
Загрузить еще

Игорь Ткаченко избежал смерти во Вьетнаме, а погиб рядом с домом

Игорь Ткаченко избежал смерти во Вьетнаме, а погиб рядом с домом
Фото: Игорь Ткаченко (слева) служил в «Русских витязях» со дня создания пилотажной группы. Виктор Селютин (справа) - ведущий отряда «Стрижи», он может заменить Ткаченко в «Витязях».

16 августа во время генеральной репетиции выступления на авиашоу МАКС-2009 в воздухе столкнулись два самолета пилотажной группы «Русские витязи». Су-27 подполковника Виталия Мельника задел самолет командира группы полковника Игоря Ткаченко. Спустя несколько секунд после столкновения Мельник катапультировался. В машине Ткаченко находился еще один пилот - Игорь Куриленко, ему удалось покинуть загоревшуюся «сушку». Находившийся в передней кабине командир «Витязей» Ткаченко погиб.

Злой рок «Русских витязей»

Эта авария - далеко не первая трагедия в истории пилотажной группы. Игорь Ткаченко был последним из пилотов, летавших в составе «Русских витязей» с момента создания отряда. В один из самых черных дней отряда, когда возле вьетнамского аэродрома Камрань разбились, врезавшись в скрытую в облаках гору, сразу три самолета и погибли четыре летчика, его дважды спасло только чудо.

Су-27, на котором он летел, забарахлил по дороге, и Игорю пришлось на полпути пересесть в сопровождающий Ил-76. Если бы техника не отказала, он мог бы разбиться вместе с коллегами. Во второй раз Ткаченко повезло, когда пилот Ил-76 в последний момент увел машину от столкновения с горой. Вот как описывается тот эпизод в документальной книге «Автографы в небе»: «Когда облака под Ил-76 вдруг предательски потемнели, правый летчик Сергей Сухарь мгновенно понял, что это означает, и рванул штурвал на себя. Сидевший на приступочке в кабине штурмана Игорь Ткаченко... от резкого маневра чуть не упал на спину. Набрав высоту, Ил-76 еще полчаса кружил, вызывая по позывным свой эскорт. Из пяти самолетов отозвались только два... В сплошной пелене облаков летчики не видели, что прямо перед ними лежит склон горы. В него они и врезались. Шесть десятков пассажиров Ил-76 от гибели спасло чудо».

Не хотел выступать на МАКСе

«Витязи» выполняют уникальные трюки на тяжелом истребителе Су-27.

По словам друзей Ткаченко, выступление на МАКСе-2009 должно было стать последним для Игоря в составе «Русских витязей». Он еще в начале года написал рапорт об уходе, но начальство настояло, чтобы командир «Витязей» поднялся в воздух на МАКСе-2009.

Решение об уходе было связано и с возрастом: 45 лет - серьезный рубеж для военного летчика, и с проблемами группы. «Витязей» давно намеревались переводить из подмосковной Кубинки в регионы - в Липецкую область. Аэродром в Кубинке в последнее время настойчиво коммерциализируется, и военные летчики там стали мешать многим. Но покидать Подмосковье пилоты не хотели - у всех семьи, квартиры.

Ткаченко защищал свою группу как мог, но, похоже, и он устал от борьбы с начальством.

Плохие приметы

Пилоты - одни из самых суеверных людей на свете. И в воскресенье было нарушено сразу несколько важных примет.

Одна из них - не летать в День авиации. 16 августа, в день генеральной репетиции, отмечался День Воздушного флота России...

- У нас была примета, что нельзя летать в день рождения, - рассказал экс-пилот «Русских витязей» Александр Зайцев. - Как-то мы выступали в Бельгии и обратно должны были возвращаться 26 июля, в день рождения Ткаченко. И командир ему сказал: «Нет, полетишь пассажиром в Ил-76». Вместо него я летел...

- Игорь был суеверный?

- Не сказал бы. Он выполнял какие-то общие приметы военных летчиков. Не фотографироваться перед полетом и интервью не давать. Нельзя мочиться перед самолетом, только за ним. Слово «последний» тоже не произносят. Тринадцатый номер в истребительной авиации не найдете: двенадцатый, а за ним - сразу четырнадцатый. Еще одно табу у пилотов - «общаться» с упавшими самолетами. Но организаторы МАКСа-2009 притащили на летное поле разбитый МиГ, чтобы продемонстрировать публике, как утилизируют машины. На летчиков это произвело угнетающее впечатление - как если бы на свадьбу принесли похоронный венок...

Хотя почетный председатель МАКСа, Герой России, летчик-испытатель Магомед Толбоев говорит, что не верит во все эти приметы:

- У меня, когда я летал, было только две приметы: солнце взошло и солнце село. Во все остальное я не верю! С Игорем Ткаченко мы общались за день до его гибели. Он просил дать ему билеты на МАКС для семьи, чтобы те могли полюбоваться на его работу. Билеты так и остались лежать в конверте...

В комнате отдыха «Русских витязей» есть особая Полка Памяти, где выставлены портреты всех погибших летчиков отряда. Скоро здесь появится и фотография Ткаченко.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

ТКАЧЕНКО Игорь Валентинович родился 26 июля 1964 года. Гвардии полковник, начальник Центра показа авиационной техники, заслуженный военный летчик России. Опытнейший летчик, налетал 2300 часов. 

 

Коллега и друг Игоря Ткаченко, Александр ЗАЙЦЕВ.

Бывший летчик группы «Русские витязи» Александр ЗАЙЦЕВ: «Это судьба!» 

Коллега и друг Игоря Ткаченко, экс-пилот «Русских витязей» Александр Зайцев рассказал «КП» о случившейся трагедии.

- Я просто ума не приложу, как эти самолеты сошлись. Я сам шесть лет отлетал в группе, но почему это случилось, не могу даже предположить. Они уже закончили программу, шли домой…

- Может быть, поэтому и расслабились?

- Расслабляться надо, когда приземлился и из кабины вышел, раньше никто этого не делает.

- Что могло случиться с катапультой Ткаченко?

- Комиссия должна разобраться. Может, удар пришелся по заголовнику кресла, где находится парашют, может, он не смог дернуть за ручку катапультирования, может, были повреждены направляющие кресла, по которым оно выходит из самолета. Это самое надежное в мире кресло - не было еще ни одного случая, чтобы оно в исправном состоянии не спасло пилота. В любом случае сидевший сзади Игорь Куриленко дернул свою ручку, значит, и Ткаченко должен был катапультироваться.

- Что происходило в группе в последнее время, как с полетами было?

- Все было нормально, керосин был, летали. То, что самолеты были старые и весь парк давно было пора менять, это давно говорили. Весь мир вооружили, кроме «Русских витязей»! Влетанность у них была очень высокая, перерывов не было никаких.

- Что будет дальше с «Русскими витязями»?

- Скорее всего, мы их теперь очень долго не увидим в небе. После гибели Игоря у группы нет ведущего. Без него ничего сделать нельзя. Чтобы ведущему разрешили водить группу, нужно пройти всю одиночную программу и всю групповую программу. Я в свое время одиночную проходил два года. И не потому, что плохо летал, а просто она трудная очень, ответственность огромная. Ну и, кроме того, у группы нет самолетов. Не так давно они с трудом собрали шестерку самолетов, сейчас два разбились. Где взять новые - неизвестно.

- Как думаете, это судьба?

- Я православный человек, в судьбу не верю, но совпадений очень много. Я списался из-за проблем с позвоночником за четыре месяца до трагедии в Камрани, Игорь полетел туда вместо меня левым крайним, но его тогда Господь уберег. А сейчас - нет… Наверное, это и правда судьба.