Украина опять просила денег на газ, Европа опять вежливо отказала, на этот раз, правда, намекнув, что деньги дать может, но в обмен на «определенные реформы в топливной сфере».
Что за реформы подразумеваются? Немецкая пресса пишет открыто: «Надо разделить газовую трубу между Украиной, Россией и ЕС».
ДЕНЕГ КИЕВУ РЕШИЛИ ПОКА НЕ ДАВАТЬ
Еще в понедельник авторитетное американское издание The Wall Street Journal со ссылкой на собственные источники сообщило: представители ЕС и международных институтов заявили руководству «Нафтогаза», что для финансирования закупок голубого топлива нужно всего около 2 млрд долларов (а не 4,2 млрд, как просила Юлия Тимошенко). А позднее украинская делегация получила от Еврокомиссии еще одно предложение по решению газовой проблемы. Оно, видимо, настолько отличалось от предыдущих инициатив, что и.о. министра финансов Игорь Уманский растерялся.
- Мы получили предложения в письменной форме, однако еще не успели с ними ознакомиться, - только и сказал чиновник после встречи.
И наконец вчера в совместном заявлении по итогам переговоров было заявлено: «Для получения денег нужны реформы в национальном газовом секторе… реформы, в которых заинтересовано население как Украины, так и Европы, будут вызовом для Украины, а для их успешной реализации понадобится политический консенсус».
ХОТЯТ «СООБРАЗИТЬ НА ТРОИХ»
Тем временем немецкая пресса открыто обсуждает идею, как забрать у Украины газотранспортную систему (ГТС).
- В Киеве твердят об угрозе суверенитету страны: газотранспортная система - это, дескать, общенародное достояние, а потому не может быть приватизирована или продана, - рассуждает, например, эксперт по вопросам энергетики Роланд Гёц в интервью «Дойче Велле». - Такую позицию следует изменить, чтобы поделить управление данной системой между Украиной, Россией и, возможно, зарубежными собственниками. Например, треть остается за Украиной, треть переходит «Газпрому» и еще треть - западным инвесторам.
По мнению Гёца, нет нужды сохранять систему топливных коммуникаций стопроцентно в руках государства, и к проблеме суверенитета это не имеет никакого отношения.
Аналогичный тезис, по сообщению «Дойче Велле», выдвинул эксперт рабочей группы фракции СДПГ в бундестаге Йоханнес Алефельд. Более того, вопрос о собственности он считает решающим. Главное, с его точки зрения, чтобы газовый транзит был полностью финансово независим от «Нафтогаза» и украинской власти.
- В противном случае, - констатирует Алефельд, - выйдет бездонная бочка, которую никто не согласится финансировать.
ПРИБЛИЖАЕТСЯ НОВАЯ ТОПЛИВНАЯ ВОЙНА?
Беда в том, что наши политики вряд ли рискнут расстаться с трубой накануне выборов. Их соперники тут же упрекнут людей, принявших подобное решение, в предательстве национальных интересов.
В Киеве уже практически все заинтересованные лица отметились по громкой теме. Смысл большинства высказываний сводится к тому, что идея о создании газового консорциума с кем бы то ни было противоречит Конституции, но получить деньги от ЕС на модернизацию вполне неплохо.
А раз Киев с таким упорством продолжает держаться за свою трубу, несложно предположить: новая топливная война - лишь дело времени. Уже в июле Украине придется заплатить «Газпрому» 1 миллиард долларов. Этих денег нет ни у «Нафтогаза», ни у правительства...
МНЕНИЕ ПОЛИТИКА
«На троих? До свидания!»
Тарас Стецкив, народный депутат, фракция НУ-НС:
- Треть собственности останется за нами, треть перейдет «Газпрому» и еще треть - западным инвесторам? До свидания! Это противоречит национальным интересам. Предложение можно рассматривать лишь, если за Украиной сохранится контрольный пакет акций.
МНЕНИЕ ЭКОНОМИСТА
«Приватизировать без политики!»
Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Сапрыкин:
- Не думаю, что в ближайшее время наши депутаты пойдут на изменение законодательства касательно статуса газотранспортной системы. Хотя, считаю, за государством нужно оставить контрольный пакет 50% +1 акция, а прочее выставить на открытые торги. Здесь не должно быть никакой политики. Пускай победят предложившие лучшие условия.