Эксперты винят в случившемся неграмотную рекламную кампанию НАТО. Так, по мнению политтехнолога, директора PR-группы Polittech Тараса Березовца, отечественный МИД потратил на нее средства неэффективно.
- Хорошая кампания наблюдалась в свое время в Польше. Там была своя реклама для каждой возрастной группы. И в Прибалтийских государствах к пропаганде Альянса подошли креативно. У нас же все вылилось в скучные информационные сайты и печатную продукцию.
В начале кампании политтехнологи поделились своими идеями. Во-первых, они хотели снять телевизионное реалити-шоу, отправив несколько украинских семей в страны НАТО, где бы они пожили некоторое время, познакомились с культурой, людьми, обычаями. И все это в онлайн-режиме транслировалось бы по телевидению. Во-вторых, были планы популяризировать Альянс на своеобразных выездных сессиях знаменитостей и уважаемых людей в регионы: бизнесменов, ученых, журналистов.
- Но все задумки провалились. Нам объявили: нет средств, - делится Тарас Березовец.
- Аббревиатура НАТО для общества сделалась разменной монетой, ее используют все кому не лень! Политические аутсайдеры и влиятельные политсилы, как, допустим, Партия регионов. Поэтому гражданам и нужно было объяснить, что такое Альянс, - констатирует депутат-бютовец Андрей ШКИЛЬ. И напоминает, что НАТО - главная цель Украины на внешнеполитическом направлении.
Однако его оппоненты из той же Партии регионов считают, что со своей задачей МИД таки не справился. Дескать, агиткампания в поддержку одиозной организации провалилась по причине своей агрессивности.
- Люди плевали на эти плакаты, не воспринимали рекламу, она вызывала у них озлобление! Ведь мало кто любит, когда его держат за дурака и начинают учить, - эмоционально отреагировал депутат Михаил Чечетов.
Как бы там ни было, специалисты и политики сходятся в одном: продолжать пропаганду до президентских выборов нецелесообразно. И потом - кто знает, кому доведется возглавить государство в начале следующего года и будет ли тогда его (или ее) воля на вступление страны в НАТО.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Влада БОНДАРЕНКО, и.о. начальника отдела информационной работы департамента НАТО МИДа Украины:
- В этом году на разъяснительную кампанию истратили порядка 10 млн гривен. Нашей основной целью стало информирование о сути Альянса. Было проведено много всевозможных мероприятий. Плакаты не вышли неудачными, скорее наоборот. Возьмите хотя бы то, что ни один из них не был сорван или испорчен. Несправедливо называть кампанию провальной: наши социологические исследования свидетельствуют об увеличении поддержки в последние полгода на 10 процентов!