19 ноября
Загрузить еще

«Одиссея» из Одессы Европа встречала с восторгом

«Одиссея» из Одессы Европа встречала с восторгом

«Одиссея» из Одессы Европа встречала с восторгом. Наши мореходы прошли на челне по Дунаю от Регенсбурга до Вены

В дорогу взяли вышиванки

Некогда однодеревые челны бороздили реки и моря мира. Отважные люди открывали новые острова и страны. На челнах выступали в сражения казаки. На своих судах они перебрались за Дунай, оставив Запорожскую Сечь по велению императрицы Екатерины. Чтобы понять, как на этих суденышках наши предки пускались в подобные далекие путешествия, лучше попробовать самому. Уже больше двадцати лет организовывает экспедиции доктор исторических наук, полковник казачества Игорь Мельник. Его суда «Ивлия», «Одесса», «Персей», «Мелькарт» не раз выходили в поход с отважными путешественниками. На этот раз путь по Дунаю совершили на реконструированном челне «Одиссей», уже крещенным морем и рекой, и даже международным фестивалем в Триесте.

– Экспедиция стала третьим этапом программы «Казацкая Одиссея», – сказал руководитель программы «Казацкая Одиссея» Игорь Мельник. – Она была начата в 2005 году и своей целью ставит сбережение историко-этнографических аспектов и пропаганды возможностей простейших казацких суден плавать на большие расстояния по реке Дунай. Мы представляли историю казачества и наш регион в других городах и странах. Нас очень тепло встретили в Регенсбурге – городе-побратиме Одессы. О дружбе можно судить по помощи, оказываемой нашему городу. Это и машины «скорой помощи», подаренные одесситам, и другое медицинское оборудование в наших больницах. Кстати, Одесса – любимый город мэра Регенсбурга, он приветствует дружеские отношения с Южной Пальмирой.
Участники экспедиции были в вышиванках. Особенно хороши были наши девушки.
– Без них нам бы пришлось куда тяжелее, – заметил участник экспедиции Сергей Рябоконь, – они кашеварили, а это в походе очень важно. Вкусная кухня прибавляет сил и настроения.

Огромный лайнер прошел в полуметре...

За две недели экспедиция из 8 человек прошла 450 км от Регенсбурга до Вены. Хотя планировали финал в Будапеште. Всему виной оказались шлюзы. В прошлый раз, когда ребята проходили эти места, шлюзов было всего пять. А сейчас уже 13. Это замедлило прохождение. Много времени приходилось терять на ожидание большого судна, чтобы вместе с ним зайти в шлюз. Мелкие в «самоволку» не пускали.
– Нам все время приходилось следить за судами, которые шли сверху и снизу, – вспоминает мастер спорта по морскому многоборью Алексей Поляков, – чтобы нас не раздавили. Однажды мы прошли мост. И увидели, что за нами идет огромный пассажирский лайнер. Мы поняли, что он нас не видит. Мы повернули к берегу. Пароход прошел от нас в полуметре. Наблюдавшие с берега просто замерли. Но все обошлось. Трудности были с боковым ветром. Он то и дело норовил прижать нас к берегу. Один раз попали в паводок, пошли 15 км в час...

Однодеревый челн «Одиссей» люди встречали с восторгом. Еще бы – он словно выплыл из истории с деревянными клювами аистов, с веслами и под парусом.
– Мы практически не пользовались веслами, – отмечает Игорь Мельник, – больше плыли под парусом. На день приходилось по 20-30 раз убирать и ставить паруса в зависимости от ветра. На челне находилось три-четыре человека, остальные координировали действия экспедиции на берегу. Хочу заметить, что вдоль берегов Дуная в европейской части достаточно развит сервис для путешественников. Везде дорожки для пешеходов и велосипедистов. Люди катаются на роликах. В каждом городе раздаются карты местности. Многие занимаются водным туризмом. Европейцы с большим удовольствием посетили бы и наши реки. Но, к сожалению, у нас для этого пока нет хороших условий.

В Овидиополе будет... адмиралтейство?

Путешествуя по Дунаю, одесситы посетили города Дегендорф, Пассау (Германия), Марбах, Лину, Вену (Австрия). Везде распространялись буклеты на украинском и немецком языках об истории нашего региона, казачьих традициях и программе «Казацкая Одиссея». В рамках экспедиции был снят документальный видеоматериал для фильма «Дунай – река дружбы» об истории крупнейшей европейской реки. И, возможно, скоро в Одессе состоится презентация фильма.
А в планах у Игоря Мельника – путешественника, писателя, изобретателя, ученого – уже новые идеи. И одна из них – проект казацкого коша и адмиралтейства в Овидиополе. Именно там несколько веков назад было казацкое поселение. Его восстановление дополнит Одесщину еще одной замечательной исторической достопримечательностью и привлечет туристов.

Кстати
В экспедициях 2005 и 2007 годов судно «Одиссей» и его экипаж представляли наш регион в Румынии, Болгарии и Италии. По итогам предыдущих походов в Одессе проведены три фотовыставки, несколько пресс-конференций, встречи с консулами Румынии и Болгарии в Одессе. Кроме того, подготовлена книга «Путешествие в прошлое. «Персей» и «Одиссей».

ТТХ
Челн «Одиссей»:
длина 11 метров, ширина 1,70 метра, вес – шесть тонн.

Из досье «КП»
Первое путешествие Игорь Мельник осуществил на древнегреческой диере «Ивлия» в Черное, Средиземное моря и Атлантику. Второй парусник-полакр «Одесса» прошел долгий путь по рекам Европы из Черного моря в Северное. Следующим был парусник «Мелькарт», на котором отважные мореходы пересекли Бискайский залив. Однодеревые челны «морских народов» бороздили волны Черного моря и реку Дунай. Обо всех этих путешествиях, а также истории древних судов можно узнать в серии книг «Путешествие в прошлое» доктора исторических наук Игоря Мельника.


Пришвартовались, но ненадолго.
Участников экспедиции приветствует Юрий Работин – председатель Одесской областной организации Национального союза журналистов Украины.
Игорь Мельник (слева):
– Мы были в вышиванках!