7 мая в Украинском театре – премьера, там покажут обновленную постановку драматурга Василько, чье имя носит театр, по мотивам повести Коцюбинского "Тени забытых предков". Зрители смогут оценить работу молодого режиссера родом из Кривого Рога Ивана Урывского. Постановка в одесском храме искусств – дебют на академической сцене для Ивана. В свое время Урывский учился на инженера, мечтал стать актером, а в итоге попал на режиссерский факультет киевского института культуры и искусств. В этом году он оканчивает пятый курс, и к этому времени уже успел поставить два спектакля на студенческих подмостках. А после того, как несколько лет назад Иван посмотрел постановку "Гамлета" в украинском театре, задумал представить там собственную пьесу.
- Когда Иван пришел к нам и заявил: мол, хочу поставить у вас спектакль, мы с директором театра недоуменно переглянулись, удивившись такой наглости, - признался худрук театра Игорь Равицкий. – А потом увидели его институтский проект "Дядя Ваня" в киевском театре "Золотые ворота", оказавшийся зрелой работой режиссера, умеющего руководить актерами, и подумали: это же находка для нашего театра!
|
Режиссер рассказал, что сначала решил обыграть камерный вариант постановки, усадив зрителей на сцене. Урывский считает, что, наблюдая за действом со "святая святых", люди имеют возможность почувствовать себя более сопричастными с театром. Уже после определился с инсценировкой, подогнав ее под необычный формат. Корифеи театра помогли с выбором – указав на инсценировку Василия Василько 1969 года, долгое время пылившуюся в архивах. Молодому человеку предстояло вдохнуть новую жизнь в пьесу, которую сам Василько не ставил на одесских подмостках. При этом автор охватил события в повести, где встретились взрослыми герои.
- Многие сравнивают историю любви Ивана и Марички из "Теней забытых предков" с историей Ромео и Джульетты из двух враждующих кланов, - отметил Урывский. – Но я не делал акцент на этой параллели, я хотел, чтобы зритель сполна ощутил связь с предками украинского народа, которые жили по особым, в чем-то первобытным законам, по-другому воспринимали окружающий мир.
|
Места в нескольких метрах от актеров сближали с героями, позволяя проникнуться трагизмом обыгрываемой ситуации. В воздухе витала колоссальная энергетика, исходящая от молодых артистов, задействованных в постановке. С десяток ребят в образе карпатских горцев динамично двигались, усиливая мощь происходящего на сцене. В песнях и костюмах прослеживались элементы гуцульской культуры.
Главное действо развернулось в горных лесах. Чтобы воссоздать колоритную местность, постановщики натянули белоснежные простыни над зрительскими сидениями. Отображая близость к природе, авторы использовали простые декорации, расположив на сцене деревянные лавки и ящики. Артисты в сорочках с вышивкой, пиджаках их мешковины и постолах, созданных киевским художником Анастасией Пташкиной, то щеголяли с коромыслом на плечах, то балансировали с гуцульскими топориками, то "готовили" овечью брынзу. Герои играли на трубе и били в огромный барабан, затягивая гуцульские "коломийки". "Ой згадай мні, мій миленький, три рази на днину, а я тебе ізгадаю сім раз на годину", - пела главная героиня Маричка, провожая любимого на полонину.
|
Режиссер заставлял оживать пустой зрительский зал. В верхней ложе театра Маричка, пришедшая к Ивану во сне, появлялась в лучах прожектора. А игра света и полумрака настраивала на мистический лад. Таинственности добавляли символы, которыми была богата постановка. Показывая трагедию девушки Палагны, приворожившей Ивана, над сценой подняли большой деревянный крест, а девушки в руках колдуна Юры плясали в образе кукол-мотанок со скрытыми под белой тканью лицами. Постановка прошла на одном дыхании, а когда опустился занавес, зрители стоя поблагодарили артистов за подаренные эмоции.
|