Этнография помогла и счастье найти
В живописном уголке Одесской области есть небольшое село Шершенцы. Поселение, расположенное на границе с Приднестровьем, - настоящий рай для ценителей нетронутой природы. Из-за горного ландшафта его прозвали одесскими Карпатами.
Одесский биолог Дмитрий Скорик пять лет назад открыл для себя красоты этого села. 42-летний одессит еще в юности увлекся этнографией, а когда окончил вуз, стал давать уроки традиционной культуры в воскресной школе. Мужчина возил воспитанников в экспедиции, собирая народный фольклор по регионам, а однажды заехал в Шершенцы. Не устоял перед колоритом поселения и почти сразу решил перебраться туда из города. Мужчину заворожили резные кресты на старом кладбище, каменные муры, водяные мельницы, ветряки, пойменные луга, источники с кристально чистой водой, смородиновые поляны, развалины графского поместья Сумарокова-Эльстона.
Одессит купил хатку, построенную еще в 20-е годы ХХ века. Биолог решил воссоздать внутренне убранство по образцам минувших столетий: конца XVIII, ХІХ и начала ХХ веков, когда люди были ближе к природе. Сложил печь, накупил старой мебели у старожилов, отреставрировал, украсил иконами "красные углы" и стал налаживать быт.
- Когда я начал интересоваться историей села, то понял, что попал туда не случайно, - признается Дмитрий. - От бабушек я знал, что в нашем роду были казаки, а как раз в ХІХ веке они впервые появились в Шершенцах, приплыв туда на плоту из Голой Пристани.
Обосновавшись в селе, молодой ученый решил организовать этнографический съезд в деревне и позвал коллег из других регионов. Тогда же познакомился с будущей женой, художницей Надеждой. Этнографу сразу пришлась по душе чернявая девушка, которая представляла центр народной культуры в Киеве - Музей имени Ивана Гончара. Избраннице тоже приглянулся молодой человек, а вскоре пара сыграла свадьбу. Гуляли, естественно, в обычаях народного свадебного обряда. Гости оделись в соответствии с региональными традициями, на женихе был костюм, в котором переплелась символика Приднепровья и Подолья, а невесту, родом из Полтавы, нарядили в характерное для Центральной Украины облачение.
|
Сладости из тыквы и йогурт из сыроварни
Поначалу хозяева жили в ретроусадьбе, а потом решили принимать в ней туристов. "Детище" превратили в гостевую хату, а сами переселились в соседний домик, также придав ему дух старины. По названию местной речки этнохатку хозяева нарекли "Белочи" и стали зазывать гостей.
Люди ехали охотно: нашлось немало желающих отдохнуть на лоне природы, поесть свежих продуктов, лесных ягод и блюд, приготовленных в печи, поплескаться в речке, пройтись по историческим тропинкам и выпить воды из источников.
За годы, проведенные в деревне, Скорики вжились в образ истинных селян. Оба устроились в местную школу: Надежда разучивает с учениками щедривки, засевалки, колядки, свадебные и прочие песни украинского народа. А Дмитрий возглавляет кружок по народоведению. Супруги еще и ансамбль при школе создали "Каса-маре" (молдавское название "большой комнаты", где наши предки отмечали значимые события семейной жизни) и уже успели выступить в нескольких песенных конкурсах.
Но все это скорее для души, а основной заработок - возрождение народных промыслов. Супруги разводят кур, уток и готовят лакомства из овощей, выращенных на приусадебном участке. К примеру, семейство угощает туристов сладостями из тыквы с орехами и пряностями: мятой, рутой и шалфеем. А во дворе владельцы усадьбы обустроили небольшую сыроварню: кисломолочные продукты, изготовленные там, продаются в разных городах - в магазинах натурпродукции.
А начинался их молочный промысел с йогурта для сынишки Пантелея, которому исполнилось 4,5 года. Супруги так и назвали свою продукцию - "От Пантюши". Маленький потомок этнографов уже посвящен во все тонкости сельского быта. Он помогает маме печь куличи и сам умеет нарезать винегрет. А родители не нарадуются: ребенок почти не простуживается, не болеет "животиком" и не пьет антибиотиков, а главное - не просиживает за компьютером и не смотрит телевизор, который Скорики давно выбросили на помойку.