21 ноября
Загрузить еще

Во время крушения одесского самолета в Донецке диспетчер отмечал день рождения

Во время крушения одесского самолета в Донецке диспетчер отмечал день рождения
Фото: Фото из салона во время полета сделал один из пассажиров. Фото предоставлены защитой Сергея Мелашенко

Первое судебное заседание состоялось в конце октября, но спустя год особых сдвигов не видно. Напомним, катастрофа произошла 13 февраля 2013 года. Самолет, на котором одесские болельщики летели в Донецк на футбольный матч, упал во время неудачного захода на посадку. Погибли пять и пострадали 26 человек, в том числе несколько членов экипажа. Предварительной причиной назвали ошибку экипажа, а донецкая прокуратура предъявила обвинения пилоту Сергею Мелашенко. Однако тот не только не признал себя виновным, но и начал активно отстаивать свою позицию в суде.

Прокуратура обвиняла командира судна в том, что самолет был перегружен – вместо 38 человек летело более 50-ти. В ответ сторона защиты выяснила, что авиалайнер заправили топливом с другого борта, причем не добавили специальную смесь от замерзания горючего. Кроме того, адвокат Инна Мажеру говорит, что заключение о причинах катастрофы составляли люди, не занимавшиеся прежде этой проблематикой. В итоге из-за нехватки явных улик рассмотрение дела в суде затянулось.

Без прокурора

На последнем заседании, состоявшемся на днях, мы встретили пилота Сергея Мелашенко и его адвоката Инну Мажеру с папками документов. Юрист говорит: это уже восьмое заседание, которое отменяется из-за отсутствия представителя Донецкой транспортной прокуратуры. Обвинитель отказывается приезжать в Одессу с востока.

– Парадокс – сторона защиты хочет продолжать судебные заседания, а обвинение, наоборот, затягивает. Хотя причина понятна, так как доказать виновность моего подзащитного невозможно – нет ключевых улик, – добавляет юрист. – Расшифровки "черных ящиков", которые мы просили приложить к делу, отсутствуют. Они, со слов прокурора, уничтожены во время стрельбы в Донецком аэропорту. В предоставленных фрагментах нет параметров полета, таких как боковая и продольная перегрузка, что не позволяет узнать особенности движения самолета во время посадки.

Также Мажеру отмечает, что обвинение до сих пор не может установить точное количество пассажиров рейса.

– Один из членов экипажа предоставил нам фотографию салона, – добавляет она. – На ней видно, что почти все места заняты, а количество пассажиров чуть больше тридцати, что соответствует числу проданных билетов.

Кроме того, метеорологическая экспертиза подтвердила, что в момент захода самолета на посадку произошел "сдвиг ветра", который мог послужить причиной аварии, развернув Ан-24 в сторону от посадочной полосы. Вскрылся и еще один любопытный факт. Юрист говорит, что в тот день у главного диспетчера Донецкого аэропорта был день рождения и его подчиненные по очереди выходили "попить чаю"...

Пилот самолета требует суд принять его материалы. Фото: Максим Войтенко

Летчик подрабатывает таксистом

Летчик Сергей Мелашенко надеется, что вскоре вновь сядет за штурвал самолета. Он уже подал заявление, чтобы ему вернули лицензию пилота, а сейчас, чтобы прокормить жену и дочку, устроился водителем такси. Не сложилась судьба и самой авиакомпании "Южные авиалинии", которой принадлежал разбившийся самолет. Директор Юрий Молод рассказал, что имущество предприятия вскоре будет распродано, а коллектив из 120 человек после расчета уволят.

– Сразу после катастрофы по распоряжению властей у нас отобрали лицензию, хотя против компании даже не были выдвинуты обвинения и мы выплатили материальную помощь всем потерпевшим и семьям погибших, – говорит он. – Мы работали 14 лет, имели восемь самолетов, а теперь нас закрыли по приказу сверху. Например, авиакомпания "Украина-аэроальянс", у которой только за последние четыре месяца упало два самолета, продолжает работать. В последнем случае погибли семь человек, так как самолет был перегружен. И что же делают украинские власти? Ничего.

Теперь директор с командой из "Южных авиалиний" работают в Анголе – руководят полетами самолетов.