Огромные рекламные щиты должны уступить место композициям, которые сохранят самобытность Одессы.
Пройдет не так много времени, и внешний облик центральной части Одессы заметно преобразится. Исчезнут огромные билборды, заслоняющие фасады домов и препятствующие безопасности движения автотранспорта. Не станет аляповатых вывесок на зданиях. Уйдут в прошлое доморощенные скамейки на остановках...
Необходимость возникла давно
Зато появятся круглые афишные тумбы, стилизованные под старину, сами остановки приобретут европейский вид. То же самое касается киосков, туалетных комплексов, урн для мусора и всего прочего, что входит в понятие «уличная мебель». Большие перемены коснутся и наружной рекламы. Причем все это будет выполнено в едином ключе. И, что не менее интересно, город не потратит на реализацию проекта ни копейки — все расходы возьмут на себя предприятия рекламного бизнеса. Таков замысел одесских властей.
Необходимость в подобных переменах возникла давно. До сих пор рынок рекламы и благоустройства города развивался стихийно. Доходило до смешного: даже на стенах, окружающих местную тюрьму, стали появляться рекламоносители, предлагающие те или иные товары и услуги.
— Одесса явно перегружена низкопробной рекламой, — заметил на одном из заседаний горисполкома мэр города Эдуард Гурвиц.
Чужие здесь не ходят
И вот в начале года был объявлен конкурс на лучший дизайн-проект уличной мебели в центральной части мегаполиса. Одесса и тут оказалась впереди — до сих пор конкурсы подобного масштаба в Украине еще не проводились. В Бюро эстетики и благоустройства городской среды поступили многочисленные предложения по обустройству.
— Часть из них приходилось отклонять из-за низкого качества проектов, — рассказывает член горисполкома, председатель жюри конкурса, известный скульптор Михаил Рева. — В итоге отобраны бизнес-проекты, которые представлены нашими, одесскими компаниями, ни одного зарубежного участника нет.
Кстати, последнее обстоятельство многое значит. Ведь по условиям конкурса победитель за свой счет производит, устанавливает и обслуживает все элементы благоустройства города. И взамен получает право на размещение на них рекламы, причем в течение 15 лет. В этом суть давно и широко применяемой в Европе концепции уличной мебели, финансируемой за счет рекламы. И в этом же большое преимущество для Одессы. К тому же кому, как не нам с вами лучше понимать облик родного города.
Кстати
В одном из проектов конкурса предлагается разместить в центре Одессы 160 европейских остановок общественного транспорта, 6 туалетных комплексов, 16 информационных колонн в стиле «ретро», а также скамейки, урны для мусора, клумбы, уличные фонари, часы. Другие дополняют этот перечень стоянками для велосипедов, декоративными ограждениями деревьев, указателями «знаковых мест» (Привоз, Дерибасовская, пляж Ланжерон, Молдаванка...). Все предложения не перечесть.
— Некоторые компании решили объединить усилия для участия в тендере, — продолжает Михаил Рева. — Есть совместные проекты двух, пяти и даже семи предприятий.
Учли просчеты проекта Генплана
С представленными идеями многие одесситы и гости города успели ознакомиться на выставке, организованной в выставочном комплексе Морвокзала. Что примечательно: городские власти постарались учесть ошибки, допущенные при обсуждении Генерального проекта развития Одессы. Отсюда максимальная информированность, доступность, наглядность. Сам за себя говорит хотя бы такой факт. Книга отзывов заполнена на десятках страниц. Вот лишь один из них, наиболее характерный: «Молодцы! Это я обращаюсь к членам жюри. Это здорово — организовали конкурс проектов по благоустройству центра Одессы. Надеемся, что будет выбран лучший проект и обязательно претворен в жизнь. И наша Одесса станет еще красивее!»
Главное — интересы громады
Открыто высказать свой взгляд получили возможность эксперты, ученые, начальники управлений горсовета, депутаты, руководители рекламных компаний города, бизнесмены, общественные деятели. Впрочем, тема организованного для них круглого стола так и звучала: «Будущее лицо Одессы».
Организаторы обещали определиться с выбором до конца этой недели, а может даже уже сегодня, 8 мая. Образно говоря, Одесса приоткроет свое личико, каким оно обещает стать уже в ближайшем будущем. Предполагается, что выставка продолжится и одесситы смогут ознакомиться с итогом работы конкурсной комиссии.
— Нам важно, чтобы конечный результат устраивал всех, но в первую очередь, конечно же, жителей города. В эстетическом, функциональном, историческом контексте. На это и направлен конкурс. Одесса должна стать уютнее, — подчеркнул господин Рева.
Как бы вы обустроили улицы Одессы? Звоните нам сегодня, 8 мая, с 11 до 12 часов по телефону 728-80-39.
Мнение специалиста
— В отличие от Киева и Харькова, Одесса показывает хороший пример диалога, за «круглым столом» проще решать возникающие противоречия, — отметил Роман Паламарчук, исполнительный директор ассоциации наружной рекламы Украины.