12 ноября
Загрузить еще

Девять месяцев в плену: одесские моряки болели цингой и готовились к суициду

Девять месяцев в плену: одесские моряки болели цингой и готовились к суициду
Фото: После заточения на судне у моряка Александра Джешнера осталось немного вещей. Фото: Геннадий Маковецкий.
Вчера в одесском аэропорту приземлился самолет с членами экипажа судна "KINBURNSKIY". Девять месяцев шестеро моряков оставались брошенными работодателем на произвол судьбы на рейде у берегов Турции. А благодаря усилиям благотворительного фонда четверо из них: Артур Акулов, Алексей Бублик, Елена Середюк и Александр Джешнер, наконец, оказались дома. Сойдя по трапу на родную землю, измученные моряки смущенно улыбались перед фотокамерами, но обнять родных они не смогли – встречать членов экипажа в аэропорт никто из родственников не приехал.
 
– Чтобы заработать, люди бросили дом и семью, – рассказывает исполнительный директор благотворительной организации "Фонд помощи морякам "Ассоль" Наталья Кламм. – У их жен, мужей и матерей нет денег даже на то, чтобы достойно встретить своих близких. Видимо, узнав о том, что в аэропорту будут журналисты, они постеснялись приехать с пустыми руками, а у некоторых не оказалось денег даже на проезд.
 
Моряки ушли в рейс в середине прошлого года. И провели в море почти год, а обещанной работы не было – судно стояло на якоре близ Марокко и Кипра. Некогда успешное государственное предприятие постепенно превратилось в банкрота. Заказа на дноуглубительные работы "Черномортехфлоту" не поступало. Экипаж сначала перенаправили в Турцию, а затем о людях и вовсе забыли.
Украинский флаг не уберег земляков от обмана и злоключений – все это время каждый из них выживал как мог – без нормальной еды, питьевой воды и денег. Когда в июне второй механик с двадцатипятилетним стажем Алексей Бублик подписывал договор с компанией-судовладельцем "Черномортехфлот", он не подозревал, что обещания, озвученные ее представителями, окажутся пустыми словами. Несмотря на то, что контракт заключили на месяц, моряки оставались на борту судна в течение девяти месяцев, не представляя, как получить обещанные средства, и не имея возможности вернуться.
 
– Топливо закончилось. Не было ни мыла, ни порошка, ни туалетной бумаги. Сидели неделями на одних крупах и пили грязную бункерную воду, – вспоминает Алексей. – А из конторы с нами никто не связывался, они даже не отвечали на звонки, делая вид, что экипажа просто не существует.
Одинокой матери из Херсона Елене Середюк работодатели задолжали около шести тысяч долларов.
 
– Мы пригрозили, что если не рассчитаются, сдадимся турецким властям и землечерпалку отдадим под арест, – говорит женщина. – Тогда хозяева вспомнили о своих обязательствах и выплатили зарплату...750 долларов за июнь.
Пока заложники земснаряда были на судне, родственники получали вести одну печальнее другой. Один член экипажа заболел цингой, второй хотел свести счеты с жизнью. Под давлением фонда помощи морякам судовладелец согласился вернуть людей домой. После переговоров с "Черномортехфлотом" удалось репатриировать на родину четверых членов экипажа, в то же время на борту остались еще двое моряков. О том, как сложится их судьба, пока ничего неизвестно.
 
Конкретно
 
Перелет из Стамбула морякам оплатила благотворительная организация.
– Мы получили тревожный звонок от людей, которые вдали от дома остались без средств к существованию, – говорит Наталья Кламм. – Несколько раз наша организация оказывала родственникам материальную помощь, на эти деньги они покупали еду для моряков и отправляли им в посылке.
Компенсации от государства обманутым морякам не положено. Они могут требовать денег исключительно от своего работодателя, а если реакции не последует – добиваться выплаты придется в судебном порядке.