9 ноября
Загрузить еще

Одесские студенты создают болид для "Формулы-1" из подручных материалов

Одесские студенты создают болид для
Фото: Так будет выглядеть гоночный автомобиль. Фото Алексея Кравцова.
Уже полгода студенты Политеха работают над созданием собственного болида – первого в нашей стране гоночного автомобиля для трассы "Формула-1". Их творение будет участвовать в студенческом конкурсе, проходящем в рамках гоночной серии. Заняться таким увлекательным делом ребята решили во время практики в немецком Магдебурге, когда случайно увидели в лаборатории университета гоночную машину. Уже в конце лета 2011 года украинский проект прошел экспертизу, и нашу команду включили в список участников.
 
Детали делаются вручную
Гоночный мини-автомобиль состоит почти из тысячи деталей, и для каждой нужен свой чертеж, причем вся документация утверждается непосредственно организаторами. В Западной Европе в этом плане намного проще: иностранцы отсылают на завод чертежи и получают готовые детали, а одесские студенты все делают самостоятельно.
– На нашем авиаремонтном заводе сказали, что детали изготовить не могут, у них просто нет такого оборудования, – сетует сотрудник техотдела проекта Александр Романов. – Купили для авто электродвигатель Honda CBR 600 от мотоцикла, теперь будем его сами настраивать. Другие команды могут отлить двигатель на заводе с нуля, но это выходит дороже, да и нет у нас в стране такого оборудования.
Сейчас ребята создают облегченную раму для автомобиля из металлических труб. А колеса пришлось заказывать в Испании, так как только там есть завод, который производит комплекты шин и диски со скидкой для студентов.
Весит чудо техники целых 300 кг, имеет два метра в длину, полтора в высоту и 1,2 м в ширину. Для управления гоночным болидом выбирают самого легкого участника команды, ведь гонки – это как забег лошадей: чем легче жокей, тем быстрее лошадь придет к финишу.
– Во время тестовых заездов жюри замеряют время разгона на дистанции 75 метров и максимально развиваемое боковое ускорение, после чего машины проходят короткий извилистый спринт, – говорит капитан команды студент 4-го курса Вадим Хамрай. – Процент поломок довольно велик, и "выживших" выпускают на 22-километровый заезд по кольцевой трассе со сменой водителей, в ходе которого фиксируется не только время прохождения, но и расход топлива.
 
Почти все детали ребята изготовляют сами и уже трижды переделывали конструкцию. Фото Алексея Кравцова.
Треть машин не доезжает до финиша
Требования к участникам технического конкурса серьезные – целых 120 страниц регламента на английском языке. Студентам пришлось полностью переводить его на русский язык. Главное, не пропустить новый срок подачи документов, иначе просто можно выбыть из игры. Причем побеждает команда не с самым быстрым болидом, а с наилучшим пакетом общих характеристик, который состоит из конструкторской разработки, гоночных параметров и финансового планирования для дальнейшего производства машины. Поэтому все соревнование разбивают на несколько конкурсных этапов.
Бывают во время испытаний и казусы. Например, американцы сами отлили на заводе мотор, но забыли поставить стартер, в итоге машина так и не тронулись с места. Многие сходят с дистанции из-за различных неисправностей – до финишной доезжают только две трети участников. Интересно, что скорость болида на трассе в целях безопасности ограничена 60 км/ч, но максимальная скорость авто достигает 140 км/ч, причем машина развивает ее за 3-4 секунды.
 
В планах – экологическое авто
Несмотря на всю экономию, себестоимость готового автомобиля составит порядка 25 тыс. долларов, причем 10 тыс. из них – это детали для будущего болида. Вуз на научные разработки денег дает мало, а серьезных спонсоров пока еще нет. Вот и приходится парням и девушкам в свободное время обивать пороги в поиске меценатов.
– За время работы проекта мы научились общаться со спонсорами, – говорит Вадим. – Если раньше это были просто просьбы "Помогите!" на бумажном листке, то теперь мы представляем серьезный пакет документов.
У команды два места для работы – кабинет в вузе, где обсуждаются технические остатки документации, и гараж на Таирова, в котором непосредственно изготовляют будущий болид. Все по-взрослому: есть пиарщики, экономический и технический отделы. Это настоящий "мини-завод" по производству автомобилей.
– Вся работа над проектом проходит в свободное от учебы время, поблажек нам никто не делает, – продолжает капитан команды. – Единственное, что сделал для нас вуз – выделил в ноябре аудиторию. Очень помогли с продвижением проекта москвичи, которые несколько раз уже участвовали в подобных соревнованиях.
В столице России во время конкурса студпроектов одесситы выиграли новый комбинезон для гонщика, который поведет их авто к победе в Италии в сентябре 2012 года, где примут участие порядка 70 команд из разных стран мира.
В планах на будущее – сконструировать гибридный автомобиль, который не будет загрязнять окружающую среду, а старую машину оставят для участия в рекламных акциях.
 
Справка "КП"
История "студенческой формулы" началась в 1976 году в США, когда несколько технических университетов решили провести конкурс студенческих проектов, посвященных разработке автомобилей для бездорожья. Конкурс прошел с огромным успехом, и на него обратили внимание представители автомобилестроительных гигантов – участники получили работу в престижных компаниях. Позднее к создателям соревнований пришла идея воспитывать из студентов подготовленных инженеров. Ведь мышление учащихся еще не загнано в узкие рамки опытных "спецов" и дает свободу для размышления в создании новых моделей.