Поезд Москва-Одесса прибыл с небольшим опозданием. В нашем городе Эдвард Радзинский не был много лет. Хотя с Одессой его связывают семейные корни. В одном из своих интервью известный историк, писатель, драматург и ведущий признался, что закончить с практикой публичных выступлений планирует именно в городе своих предков – Одессе. Он приехал в Южную Пальмиру с новой авторской программой «Пророк и бесы». Речь в ней идет о взаимосвязи времен, исторических пророчествах, борьбе Бога и дьявола в человеческой душе, о нашей с вами истории и о многом другом.
– Я думаю, что закончу с этой формой моей жизни под названием концертная деятельность, – признался Радзинский.
О настоящем и будущем Украины
– Мне бы надо немного пожить в Украине, для того чтобы понять ее настоящее. О будущем я не берусь говорить. Друзья мои, я советую вам помнить украинско-русского писателя Гоголя, который написал замечательную фразу: «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ. Не дает ответа». Решиться определить ее безумный бег трудно! Куда забежит, она и сама не знает. Мы говорим о прошлом, чтобы немного понять будущее. Я пытаюсь рассказать о граблях, которые лежали и на которые упорно наступают сейчас.
Детство в Одессе
– Хотелось бы написать книгу о своем отце, драматурге Станиславе Радзинском. И пожить какое-то время в Одессе я не прочь. Это было бы очень полезно, но у меня есть еще обязанности. Нужно рассказать до конца о той страшной трагедии, которая случилась в великом пространстве, называвшемся Российской империей. А вообще, Одесса – город красоты невероятной. Я гулял вчера и восхищался. Есть Одесса Бабеля, которая в сердцах всех интеллигентов. Это особый южный мир, который породил целую литературу. Все мое детство – это Юрий Олеша, который приходил к отцу. Это их разговоры, которые я пытался услышать. А они, зная, что я подслушиваю под дверью, переходили на те языки, которые мне, ученику средней школы, были недоступны. Могли перейти моментально с латыни на немецкий, а думали они по-французски...
«Страшно примерять образ Сталина»
– Вы знаете, всегда последняя работа кажется самой важной. Сейчас я писал три исторических романа. И одна из причин, почему я не мог их опубликовать, потому что мне жалко потерять возможность жить сразу в трех веках. Первый роман – это семнадцатый век, время мушкетеров. Герои там все настоящие. Но выясняется, что они не просто тыкали друг в друга шпагами, а там еще были салоны, где собирались все знаменитые умы. Салонами этими руководили дамы. И попасть туда было куда труднее, чем на аудиенцию к королю.
Второй роман – это мой извечный герой, которого я не могу покинуть. Сталин. Покинуть его не может и наша страна. Вы знаете, что был такой конкурс «Имя Россия», она избрала его... Как вы знаете: понять умом Россию не дано. И вот главный вопрос – почему? Он уничтожил столько людей, причем родственников тех, кто назвал его «Имя Россия». В основе романа лежат его дневники, которые мне передали родственники. Сейчас эта история в тысяча триста страниц. И третий роман – это девятнадцатый век. К слову, все мои произведения автобиографические, уверяю вас. Я все время примеряю на себя тех, о ком пишу; все фобии и ужасы. Даже когда о Сталине пишу, страшно сказать, но и его образ примеряю.
Между хаосом и порядком
– За маленький срок переменить генетические мысли целому поколению очень трудно. Это трудный путь между хаосом (демократией) и порядком (диктатурой). Желание перемениться должно быть в гражданах. Ведь граждане, не знающие своей истории, верящие, что телевидение – это орущие певцы и «Comedy Club» – это не граждане, это зомби. Во всем мире произошла демократическая революция. К власти в общественном сознании приходит народ. И он диктует Гарри Поттера вместо Вольтера. Он не хочет думать, ему трудно читать книги. Куда проще войти в Интернет, где идет сокращение слов, то бишь уничтожение языка. Говорят, что молодежи ничего этого не нужно. Неправда. У меня ведь набиваются полные залы, мне приносят на подпись мои книги, все новые и новые издания, которых я даже не видел. Значит, их кто-то читает!