Власть против
Ситуация на рынке пассажирских автоперевозок напряженная уже давно. Как только начались колебания доллара, перевозчики засуетились – мол, пассажиров перевозить стало невыгодно! Либо тариф повышаем, либо ходим пешком! По их мнению, проезд в городских автобусах должен быть от 4,5 гривны до пяти-шести. А некоторые называли оптимальными и весьма нереальные тарифы– 13 гривен! Хотя даже минимальное повышение может существенно ударить по карману львовян.
Чтобы доказать серьезность своих намерений, поначалу некоторые из перевозчиков решили бастовать. Так, уже в понедельник на маршруты не выехали 219 автобусов, а перевозчики еще двоих (маршруты 5А и 2А) и вовсе решили разорвать с мэрией договора о перевозке пассажиров. А некоторые заявили, что с 11.00 до 15 часов на маршруты будет выезжать меньше автобусов, а после девяти часов вечера не будут курсировать вообще.
Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, в мэрии организовали и провели общественные слушания, которые, по большому счету, закончились ничем.
Начальник горуправления транспорта Виктор Щир предложил ограничить время перевозки в автобусах льготников. Но уточнил, мера такая временная и только на период кризиса, и это вовсе не касается трамваев и троллейбусов.
- Поскольку кризис коснулся не только перевозчиков, но и каждого гражданина нашей страны, повысить сегодня тариф – это нанести еще один существенный удар по бюджету каждой семьи, - говорит Виктор Щир. – Мы как альтернативу предложили ограничить во времени проезд горожан льготных категорий. Бесплатно они могут ездить только с 10.00 и до 16.00, в остальное время проезд придется оплачивать. Но это будет лучше, чем повышать тариф до 5-6 гривен.
Чиновник уверен, Что это существенно повысит финансовое положение всех автотранспортников Львова.
"Закрыть инвалида дома"
Такое новшество от властей не понравилось самим льготникам. Они сказали, что это противоречит законодательству и существенно ущемляет права льготных категорий населения. В областной организации общества слепых заявили, что такое решение означает фактически "закрыть инвалида дома".
- Это же ударит по детям из многодетных семей, которые в это время как раз едут на занятия и с занятий! – возмущались активисты.
И вообще, перед тем, как повышать тарифы, перевозчики должны предоставить обоснованную информацию о том, почему именно на столько хотят повысить проезд. А это – тема еще для одних общественных слушаний.
- Ни разу, ни один перевозчик не посчитал пасажиропотока, который пользуется общественным транспортом, - говорит директор департамента экономической политики горсовета Ирина Кулинич. - Мы много говорили об электронном билете, но сейчас мы не можем его ввести. Но когда введем, будем четко видеть, сколько у нас льготников, сколько кто и кому должен возмещать, кто сколько должен платить налогов. Во многих областных центрах Украины есть такая практика, когда город договаривается с льготниками, пенсионерами, что не будут повышать стоимости проезда, но с 10 утра и до 16.00, когда пассажиров немного, те смогут ездить бесплатно.
Компетентно
- Ограничения для льготников не решит проблемы с транспортом в городе в целом, - считает председатель львовского отделения организации "Всеукраинская ассоциация автомобильных перевозчиков" Иван Велийка. – Этот вопрос надо изучать и урегулировать глобально, посколько во Львове возят бесплатно не только граждан льготных категорий, а всех подряд, в частности работающих пенсионеров. Перевозчики согласны возить пассажиров и по две гривны, если бюджет сможет компенсировать им разницу между фактической и рыночно обоснованной стоимостью перевозки одного пассажира. Иначе подорожания не избежать.
А как у них
Сколько стоит проезд в других городах Украины
Город | Маршрутки | Трамваи и троллейбусы |
Киев | 4-6 грн. | 3 грн. |
Харьков | 5-5,5 грн. | 2 грн. |
Днепропетровск | 3,5-4 грн. (планируют повысить проезд до 6 грн.) | 1,5 грн. |
Полтава | 3 грн. (планируют повысить проезд до 5 грн.) | 1,5 грн. |