"Мама была категорически против театра..."
Тридцать три театральных сезона Александры Бонковской и более 60 ролей в спектаклях - это целый жизненный и творческий пласт.
Она не представляет себя без своего театра точно так же, как без своих детей, семьи и родного города, который она не променяет даже на самое комфортное зарубежье.
Александра Бонковская вышла из творческой интеллигентной семьи, где часто звучала не только классическая музыка, но и народная песня. Ее мама, известная певица, народная артистка Украины - одна из участниц легендарного вокального трио сестер Байко. Отец Александры - профессиональный скрипач и всю свою жизнь прослужил в оркестре Львовской филармонии.
|
Вместе с родителями маленькая Леся часто бывала во Львовской опере и, когда подросла, ее тоже приобщили к музыке, отдав на учебу в музыкальную школу имени Соломии Крушельницкой. У родителей были вполне конкретные планы: дочь должна поступать либо на иняз, либо на журналистику. И каково же было их удивление, когда дочь твердо заявила: будет поступать только в театральный.
- Мама была категорически против моего театрального будущего, - признается актриса. - Она считала, что у меня нет той боевитости и силы воли, которые нужны в этой профессии, но, несмотря на это, дала мне шанс, мол, если в этом году поступишь - значит, это твое. И я… провалилась в Киевском театральном институте. Но меня спасло то, что именно в этом году осенью был набор в студию при театре имени Марии Заньковецкой.
|
На первые гастроли поехала в массовке
- Кто же дал старт вашему артистическому потенциалу?
- Меня воспитал театр, я стояла здесь за кулисами и, затаив дыхание, наблюдала за игрой мэтров этой сцены: Федора Стригуна, Богдана Козака и многих других. Мне несказанно повезло, что я училась у гениального режиссера Алексея Рипко. Сценическому языку меня обучила Любовь Каганова, многое почерпнула у прекрасного режиссера Сергея Данченко.
Но больше всех труда, нервов, и пота вложила в меня Алла Бабенко - народная артистка, интереснейшая творческая личность, интеллектуалка и очень эрудированная женщина. С ее именем в моей творческой жизни связано очень многое. Ведь девяносто процентов ролей, которые я прожила на сцене, именно - в ее режиссуре.
- Какой спектакль для вас был самым трудным в репетиционном отношении?
- Неимоверно тяжелой для меня была "Мадам Бовари". Когда сейчас вспоминаю свои рыдания по ночам, все муки творчества, через которые пришлось пройти, тогда казалось, что более ужасных минут в своей жизни я не переживала. И только теперь понимаю, что эта роль стоила каторжного труда.
- Помните свои первые гастроли?
- Безусловно. Когда мы учились на первом курсе, а это был 1977 год, Алексей Рипко ставил спектакль "Дай серцю волю, заведе в неволю" Кропивницкого, и премьера спектакля должна была состояться на гастролях в Алма-Ате. Нас, студийцев, пригласили в массовку: танцевать, веселиться на вечерницах. Мне тогда дали крохотную роль Христи - подруги главной героини, и даже каких-то две крохотных реплики, да еще и спеть позволили с моей подругой Таней Каспрук - вот и весь гастрольный "дебют". Но для меня это было не просто счастьем, а настоящей фантастикой!
Сейчас молодым актерам сразу поручают играть главные роли и это, наверное, хорошо. Нам же в те времена до такой чести еще надо было дослужиться.
"У меня и мысли никогда не было об эмиграции"
Оставшись в труппе театра, Александра Бонковская сначала играла лирических барышень, а потом уже приобрела и какие-то черты характерных героинь.
- Вы объехали всю Украину, гастролировали в лихие 90-е по полтора месяца в Германии и Англии. Не хотелось остаться за рубежом, почувствовать вкус настоящих гонораров, европейского комфорта?
- Вы знаете, чем больше я ездила, тем быстрее хотела вернуться во Львов и тем больше любила родной город. У меня и мысли никогда не было об эмиграции. Более того, тогда в 1991-м я родила сына. Я не могла себе даже представить, чтобы мой ребенок родился не в Украине. Хотя, когда мы вернулись домой из Европы, на полках в магазинах стоял только уксус, вместо денег - купоны, и приходилось как-то выживать. Но я ни разу не пожалела о том, что не осталась в Европе, хотя обстоятельства для эмиграции тогда складывались очень удачно.
Мы всю жизнь жили скромно, ведь зарплаты у моих родителей были невысокие, и единственным преимуществом в моем детстве было то, что мама из зарубежных гастролей иногда привозила мне симпатичные вещи. Но, когда я выросла, никогда не сидела на шее у родителей. Всегда старалась зарабатывать сама.
Очень личное
На даче выращивает цветы и не любит тусовок
- У вас двое детей, муж, как вы справляетесь с домашними обязанностями?
- Я такая же, как все: готовлю, стираю, убираю. Вот на Пасху буду печь "пасочки", любимый всеми сырник. Конечно же, не все успеваю. Но муж уже смирился и научился терпеть все мои "недоработки". Муж меня очень выручает и понимает, ведь мы оба заняты творчеством. Он - композитор, заведует музыкальной частью Первого украинского театра для детей и юношества.
Кстати, у меня и в родне, и в семье - все, кроме меня, музыканты. Сын учится в консерватории на фортепианном отделении, побеждает на международных конкурсах, дочь прекрасно играет на флейте и фортепьяно.
- Любите посещать светские тусовки?
- Ненавижу тусоваться, исключение - творческие мероприятия, где много интересных людей.
- А как отдыхаете? Любите путешествовать?
- Мы отдыхаем по-простому: ездим с семьей на дачу, где я выращиваю цветы, ухаживаю за ними. Но, правда, это бывает нечасто. У нас есть небольшой участок возле леса: там чистый воздух, спокойно, белочки прыгают по деревьям, одним словом - рай земной.
Через два года у нас с мужем будет 25-летие семейной жизни - мечтаем поехать в Иерусалим. А на Новый год, может быть, съездим в Будапешт или Прагу.
Досье "КП"
Александра Бонковская выпускница актерской студии заньковчан (19761978), актриса Национального академического украинского драматического театра имени М. Заньковецкой, народная артистка Украины. В театре с 1978 года. В 19791985 годах получила высшее образование в ЛГУ на факультете журналистики. 1988 год сотрудничала с театромстудией "Не журись!". В творческом багаже 60 ролей и 33 театральных сезона.
Вместе с мужем, композитором Юрием Саенко, создала и записала несколько музыкальных проектов: "Ноктюрн для сына" (19931994), "Народився Бог на санях" (1999).
Замужем, имеет сына и дочь.