14 ноября
Загрузить еще

Католическому университету подарили стеклянные иконы

Католическому университету подарили стеклянные иконы
Фото: Такие иконы рисовали для дома, в храмах они не висели. Фото: автор.

Лики святых рисовали "зеркально"

Более 50 икон, написанных на обычном стекле, представили в Украинском католическом университете. Старинные покутские и гуцульские образы середины IXвека подарил вузу известный украинский коллекционер Иван Гречко. Коллекция считается одной из самых больших собраний картин сакрального искусства, написанных на стекле.

- Экспозиция насчитывает больше 50 икон, - рассказал "Комсомольской правде в Украине" куратор музея университета Андрей Цибко. –  На самом деле таких картин на стекле сохранилось очень мало. Сами понимаете, материал очень хрупкий. Чуть ударил или зацепил – и уже трещина. А в крестьянских домах, где в основном такие иконы висели, не принято было хранить что-то надколотое или надбитое. По народным поверьям, такие лики святых просто разбивали и закапывали в землю. Стекло, на котором нарисован сам образ, очень тонкое. Представьте себе – это 0,7 или максимум 1 миллиметр. Для сравнения, самое тонкое стекло в современном мире – 2 миллиметра.

Куратор музея Андрей Цибко считает, что иконы на стекле выполнены мастерами из Покутья, а на Гуцульщину "кочевали" с ярмарками. Фото: автор.

Сами картины написаны на стекле, которое изготовляли гутным способом. Все неровности, так называемые "пузыри", при солнечном свете  добавляли оригинальное свечение, демонстрировали  игру красок образа.  

Прежде, чем рисовать, мастер обязательно обезжиривал "полотно". Малярские краски тоже были особенные – смесь масляной с темперой, изготовленной на яичных желтках.  Именно такие краски хорошо держались на скользком материале и долго сохраняли свой цвет. Но самой сложной была работа над картиной, ведь художник должен был рисовать все наоборот, то есть зеркально. А если допускал ошибку в одежде или лике святых, приходилось начинать работу с самого начала, так как стекло явно демонстрировало все ошибки и неточности.

Лик Святого Николая Угодника был в каждом гуцульском доме. Фото: автор.

Образы с историей

Иконы на стекле отличаются особой палитрой красок, в которой основные цвета: красный, как цвет радости и богатства, и золотой – цвет святости и рая.  При этом сами образы очень простые, в стиле так  называемого naive art – "наивного" искусства.  Кроме того, картины отличаются еще и множеством западных латинских элементов, заимствованных из византийской культуры.

Куратор выставки считает, что иконы на стекле все же писали на Покутье, а именно: в Коломыйском, Богородчанском, Снятынском районах. А вот на Гуцульщину сакральные картины "кочевали" во время ярмарок. В горных районах их и находил коллекционер Иван Гречко. Будучи гуцулом, Иван Гречко привез с собой во Львов пять икон из отцовского дома. Именно с этих образов и началась его коллекция. Собирал иконы на стекле коллекционер около полувека. Как вспоминает сам Иван Гречко, пришлось исколесить всю Гуцульщину в поисках стеклянных образов. За это время в его доме, где хранились все экспонаты, появились старопечатные книги XVIIвека, церковная утварь и одежда горян XVIII-XIXвеков.

Как признался на открытии выставки Иван Гречко, свою коллекцию он передает в музей университета, дабы все желающие смогли увидеть народное искусство воочию.

Кстати

Иконы, написанные на стекле, в большинстве своем не соблюдают религиозную тематику. Как правило, такие образы предназначались для интерьера крестьянских домов, висели в придорожных часовнях, но никак не в храмах.

- Удивительно, но в коллекции больше всего образов Святой Варвары. Возможно, потому, что гуцулы очень почитали эту святую, и старались, чтобы в каждом доме была такая икона. Также довольно много ликов Святого Николая и Пресвятой Богородицы, - отмечает Андрей Цибко. – В иконах, представленных на экспозиции, религиозные каноны и правила не соблюдены. А все дело в том, что хозяева дома в основном заказывали лики святых для себя. Например, хозяина звали Николаем, а жену Варварой – вот и просили нарисовать икону с этими святыми, хотя по правилам они никак не могли быть вместе на иконе.