Первые реликвии прятали в плаще
Музей готовится к годовщине открытием новых выставок, а вот шумного празднования не будет.
За годы музей стал одним из богатейших в Украине. На сегодня в хранилищах насчитывается более 62 тысяч произведений мирового и национального искусства - от античных времен до наших дней.
"КП" решила встретиться с руководством Львовской национальной галереи искусств и узнать из первых уст о достижениях и проблемах музея за все десятилетия.
|
- Уже целых 106 лет Львовская галерея собирает, хранит и демонстрирует ценные коллекции искусства. А начиналось все с конца XIXвека, когда львовская интеллигенция выступила за создание музея западно-европейского искусства, а уже в 1903-1906 годах на собранные общественностью средства активисты приобрели десятки картин. Более того, считали, что приобрели и Рафаэля – позже это оказалась мастерски выполненная копия. Так вот, львовские интеллигенты, дабы уберечь холст от воров, перевозили картину без рамы и под плащом одного из активистов, - рассказал "КП" заместитель директора галереи Владимир Пшик.
Две трагедии с разницей в 20 лет
Львовская национальная галерея искусств пережила немало непростые 30е, приход Советской власти, перестройку, становление независимой Украины. Но есть и понастоящему трагические страницы в истории музея. В 1992 году, а именно 29 апреля, как раз после Пасхальных праздников, на музей было совершено нападение.
|
Был обычный спокойный рабочий день. Тогда у нас в помещении по ул. Стефаника, 3 только ввели охрану, но сам охранник был почемуто без оружия. Так вот, около полудня произошел взрыв, и помещение наполнилось черным дымом. Все служащие подумали, что начался пожар, и схватились за огнетушители, вспоминает Владимир Пшик. И уже потом увидели двух мужчин, выбегающих из клубов этого дыма. У одного из них на пути стояли начальник хозяйственной части галереи Ярослав Волчек и известный искусствовед Дмитрий Шелест. Вот как раз по ним начал стрелять рецидивист.
Смертельные ранения получили оба работника галереи. А воры быстро проскочили ворота и убежали к ожидавшему их автомобилю. По сей день преступники и утраченные картины не найдены.
Хочу отметить, что тогда украли далеко не самые дорогие картины. Была похищена одна картина кисти Яна Матейки, и две Артура Гроттгера, эскизного характера. Для всего музейного мира это нападение было шоком. Конечно, после такого случая охрану усилили уже все музеи, отметил историк.
|
Еще одна трагедия для Львовской национальной галереи искусств случилась относительно недавно в мае 2012 года погиб в автомобильной аварии директор музея Борис Возницкий.
В декабре 2012 года исполнилось бы 50 лет, как Борис Возницкий стал директором музея. Этот человек хотел сохранить максимум шедевров для общества. Скажу, что в 1961 году, когда Борис Григорьевич пришел работать в галерею, было всего 1011 тыс. экспонатов, а сегодня уже более 62 тысяч. Борис Возницкий буквально выхватывал артефакты изпод пилы, из огня, земли.
Борис Возницкий знал цену древним произведениям искусства. А вот наиболее дорогой для него была икона Львовской Богоматери, которую он выкупил у частника. Зарисованное полотно выполнено мастером византийской школы приблизительно XV столетия. Борис Григорьевич считал эту картину сакрального искусства своим оберегом.
Фонды музея вторая казна страны
Несмотря на новую дату в истории Львовской национальной галереи искусств, музейщики не так радостно встречают годовщину. Как отмечает Владимир Пшик, в последнее время музею приходится выживать, ведь финансовой поддержки от руководства страны не поступает.
Казалось бы, уж насколько в 90е годы были крупные проблемы с финансированием музея, но в последнее время на нас вообще не обращают никакого внимания. Более того, наш нынешний директор Лариса Борисовна Возницкая, дочь Бориса Григорьевича, нашла в дневниках отца такую запись: "Не могу поверить, что все, что я делал, сейчас никому не нужно". И это говорил человек, который пользовался авторитетом среди руководства не только города, но и страны!
Историк отмечает, что запас произведений искусства в хранилищах это вторая казна страны. Действительно, можно было бы продать несколько картин и покрыть расходы галереи. Но сами музейщики против такого "заработка".
Тем не менее, несмотря на все трудности в "жизни" галереи искусств, Владимир Пшик уверен, что все задуманное коллективом музея обязательно реализуется. Ведь у галереи есть главная поддержка благодарные посетители, а это около 300 тысяч гостей в год.
Кстати
Сфотографировать потусторонний мир еще никому не удалось
Уже прощаясь, Владимир Петрович провел нас по узким и извилистым коридорами галереи, и "Комсомолка" не могла не спросить о привидениях. Ведь своды Дворца Потоцких, где мы встретились с историком, казалось, так и хранят дух предыдущих хозяев старинного замка.
- Сразу уточню, я не верю в то, чего не видел. Хотя мы живем в мире, который до конца не знаем. Даже наш покойный шеф говорил, что что-то слышал - и не раз. То же говорил и охранник корпуса на Стефаника - в хранилище он слышит чьи-то шаги. Еще говорят, что по Золочевскому замку ходит приведение монаха, а в Подгорецком – Белая Леди, - напоследок рассказал Владимир Петрович. - Во всяком случае, наши посетители стремятся запечатлеть привидения на фото. Пока это еще никому не удалось.
Справка "КП"
В феврале 1907 года львовский магистрат приобрел несколько коллекций, среди которых было и собрание живописи подольского землевладельца Ивана Яковлевича. Эта коллекция была привезена во Львов в феврале 1907 года и стала основой галереи. С тех пор и принято считать дату основания - 14 февраля 1907 года.
- Уже сегодня в состав галереи входят 16 музейных комплексов. Это и часовня Боимов, музей "Русалка Днестровская", музей Пинзеля, музей древней украинской книги, Жовковский, Олесский, Золочевский и Подгорецкий замки, музей Ивана Выговского, - отметил Владимир Петрович. – А в фондах галереи имеются работы кисти Рубенса, Тициана, Гойи, Шишкина, Врубеля, Ге и других.