Загрузить еще

В Средневековье архиепископы проклинали Львов, а бургомистры платили городские долги из своего кармана

В Средневековье архиепископы проклинали Львов, а бургомистры платили городские долги из своего кармана
Фото: Храм Святого Иоанна Крестителя ­ один из самых старых во Львове. Фото предоставлено Ильком Лемком.

Очередной рассказ писателя, публициста и исследователя истории города – о легендах старого Львова.

Построившего Ратушу и оборонительные стены львовянина лишили городского права

Почему-то считается, что когда-то львовяне очень плохо жили. Это было в те времена, когда людьми руководили так называемые патриции (когда при власти были целые семьи). Под их властью люди были вынуждены многое терпеть, в том числе насилие, пытки, бесправие и бедность. Сами же львовяне не имели никаких свобод.

Расскажу вам реальную историю о львовском бургомистре Мартине Кампиане, который вступил на эту должность в далеком 1623 году. Он был очень богатым и предприимчивым, много добра сделал для города. Тогда он весь Львов держал в своих руках. Бывало, что он из собственного кармана платил городские долги.

Во времена его правления город был самым счастливым. Мартин Кампиан выкупил Львов из иезуитского рабства, заплатив 20 тысяч золотых городского долга.

Также он инвестировал в пригороды, которые разоряли турки и татары. Он же основал "набожный банк". Тогда банкиры, так называемые "лыхвари", брали огромные проценты за кредиты – доходило до 40% в год. Обычно так зарабатывали чужаки на нашей земле: евреи, греки, итальянцы. Православные христиане же считали, что заниматься таким бизнесом - ниже их достоинства.

"Набожный банк" Мартина Кампиана выдавал местным практически беспроцентные кредиты. В год "лихва" могла составить всего 4%.

Он  же построил главный символ города, ренессансную Ратушу, и оборонные стены вокруг Львова, которые строились за его счет.

Но на пике его влияния общественность вдруг взбунтовалась против него. Львовский суд по требованию общины возбудил уголовное дело против Мартина Кампиана. Его обвиняли в том, что сельчан, которые строили ратушу, городские слуги били и ни за что сажали в тюрьму. Также в том, что для строительства Ратуши он использовал известь, выделенную на возведение Успенской церкви (которую все-таки достроили в 1629 году). Также был пункт, что Мартин Кампиан сломал монополию городского бизнеса: построил собственные кирпичные предприятия, а также бесплатно использовал городские леса и рабочую силу. Тогда на процессе выступили 55 свидетелей.

Львовский суд осудил олигарха, снял его с должности бургомистра и даже отобрал у него городское право. Для человека, который столько сделал для города, это был шок.

Мартин Кампиан вскоре после этого заболел и умер в 1629 году. А через несколько недель был готов вердикт королевского суда, в котором его признали невиновным и снимали с него все обвинения.

Церковные скандалы на Галичине доходили до самого Папы Римского

Также есть интересные истории о церковной жизни Львова.

Когда-то жил здесь латинский архиепископ Бернард, который подал иск на городскую власть из-за того, что ему не хотели отдавать Дворец архиепископов на площади Рынок, 9.  Когда власть заметила, что для этого нет юридических оснований, архиепископ проклял "райцев" (членов горсовета), а потом и весь Львов. Этот скандал дошел до самого Папы Римского. В результате архиепископа за проклятия лишили сана.

Затем  в экономические дела горсовета начал вмешиваться другой архиепископ, Ян Анжей Прухницкий, что привело к его ссоре с "райцами".

После этого архиепископ также проклял местную власть и город. Когда львовский священник зачитывал проклятие в Латинском соборе, львовяне стащили его с амвона и бросили на землю. Тогда Ян Анжей Прухницкий обозлился и наложил на город интердикт, то есть запретил проводить любые церковные обряды.

Тогда с амвона бросали горящие свечи, что означало проклятие города, а в колокола на звонницах соборов вызванивали похоронные мелодии.

Этого обиженному Анжею Прухницкому показалось мало, и он закрыл все городские костелы. Католики начали ходить в украинские православные церкви, что привело к грандиозному скандалу. В итоге архиепископ все-таки открыл костелы и был вынужден смириться с городской властью.

А еще был случай

Однажды  местный архиепископ отлучил от церкви … колокола львовских соборов. Тогда можно было отлучить человека, а он отлучил колокола. Сделал это после того, как горожане-поклонники польской власти звоном приветствовали вступление в город польского генерала Юзефа Понятовского. Самому архиепископу нравилась австрийская власть. После этого колокола пришлось еще раз освятить, после чего было  вновь разрешено вызванивать на них мелодии.

Кстати

Гроб, который летает по коридорам мэрии, – напоминание о невинно казненном

Судебная система в те средневековые темные времена работала, как часы. Тогда было настоящее правовое государство. Об этом свидетельствует известная легенда о черном гробе.

Как известно, 400 лет назад по залам Ратуши начал летать черный гроб. Никто не знал, откуда он взялся. Тот трубач, который жил на башне ратуши (он имел там свое помещение), по ночам залезал под кровать и крестился – очень боялся, как бы гроб не залетел на башню.

Один из членов городского криминального суда, так называемых "лавников",  разгадал, откуда взялся  этот гроб.             

Оказалось, когда-то судьи приговорили невиновного человека к смертной казни. Потом, конечно, нашли истинного убийцу, но было поздно – человека-то убили. И с тех пор по Ратуше, как напоминание судьям о необходимости судить справедливо, летает гроб.

Мы могли бы это воспринимать только как легенду, выдумку, но в Историческом музее до сих пор хранится судебная книга тех времен, на первой странице которой написано: "Помни о черном гробе, который летал по залам Ратуши". Что подтверждает достоверность истории.