9 ноября
Загрузить еще

Языческий божок устроил переполох в Национальном музее

Языческий божок устроил переполох в Национальном музее
Фото: Очевидцы утверждают, что «идола» демонтировали по-варварски. Фото: автора.

Во Львовском национальном музее разгорелся очередной скандал. "Камнем преткновения" стала памятка языческого периода (VIII - IХ век), которая принадлежит к "золотому фонду" археологии и культуры. По крайней мере, так утверждают бывшие и нынешние сотрудники музея. Они же и утверждают, что раритет демонтировали, притом очень грубо - бензопилами.

"КП" выслушала все стороны, а выводы предоставляет делать читателям.

Эту уникальную скульптуру привезли в музей, по словам научных сотрудников, еще в 50-е годы из Рогатынского района.

Скульптура языческого божка Световида, который смотрит на четыре стороны света, простояла перед зданием музея на улице Драгоманова, 42 не одно десятилетие, а ныне, как утверждают очевидцы, единоличным распоряжением директора музея Игоря Кожана ее уничтожили.

Памятка была внесена в инвентаризационную книгу музея, как экспонат. Об этом "КП" рассказали возмущенные бывшие и нынешние работники музея. Побаиваясь руководителя музея, они не рискнули называть свои фамилии:

- Сейчас директор музея хочет на этом месте поставить бюст Андрея Шептицкого, который отлил скульптор Ярыч.

Но этот бюст, по мнению музейных знатоков, не соответствует ни той скульптуре Шептицкого в сидячем положении, которая когда-то украшала музей, ни исторической правде. А это большой грех перед историей музея и его культурой, считают они.

Ведь именно Шептицкий 13 декабря 1913 года подарил этот музей народу. Один из его биографов, напоминают сотрудники музея, так сказал об этом великом событии:

- Мы считаем, что копию скульптуры Шептицкого нужно было отлить с той первой скульптуры (автор - Литвиненко) и каждый художник, по нашему мнению, считал бы это большой честью. Но Игорь Кожан руководствуется только своими желаниями и хочет завоевать себе авторитет у общественности этим поступком.

Бывшие музейщики возмущены. Ведь Световид распиливали простые рабочие на заднем дворе бензо- и электропилами, отбили одну ногу, а скульптуре отвели место за зданием музея. Все это сделано без каких-либо согласований с методическим и фондовым советами, да и без согласований с Министерством культуры.

Скульптуру установили за дворцовым корпусом. Фото: автора.

Из первых уст

"Много шума из ничего"

Как обстоят дела на самом деле, "КП" решила узнать у генерального директора Национального музея во Львове имени Андрея Шептицкого Игоря Кожана:

- Все то, что говорят, не соответствует действительности. Видите ли, наши музейщики даже не знают истории Божка, которого привезли к нам в музей из села Лопушна Рогатынского района Ивано-Франковской области. В 50-е годы он находился далеко от Львова на лесоповале.

Теперь вторая неправда. Никто скульптуру не распиливал никакими пилами. Ее демонтировали по решению реставрационного совета музея и тут же смонтировали. Скульптура состоит из целого ряда отдельных элементов: у нее есть 4 ноги, дальше идет столб, есть нижняя плита, верхняя часть имеет пять ярусов, скрепленных цементом и т.д. Ее просто разобрали при участии реставраторов на отдельные части. Ее высота не больше двух метров. По проекту реконструкции музея 2006 года, ей было отведено место за дворцовым корпусом. Там мы ее и установили сейчас. Конечно же, она нуждается в реставрации, потому что по ней пошло шелушение и расслоение. Реставрацией займемся поближе к весне.

Световид действительно зарегистрирован как музейный экспонат в фонде скульптуры. Так что я считаю, что здесь просто много шума из ничего.