26 декабря
Загрузить еще

Битва за "наследство" Возницкого: две раритетные картины хотят подарить костелу

Битва за
Фото: На пикет в защиту шедевров «Битва под Веной» (вверху) и «Битва под Парканами» вышли три десятка музейщиков.Фото с сайта oblrada.lviv.ua.
Скандал то ли случайно, то ли закономерно совпал с трагедией в жизни художественного Львова. После смерти заслуженного работника культуры, Героя Украины, директора Львовской галереи искусств Бориса Возницкого заговорили о двух уникальных картинах XVII века, которые хотят передать в Жовковский костел. Это полотна кисти придворного художника Яна III Собесского Мартино Альтомонте: "Битва под Веной" и "Битва под Парканами".
Как рассказала "КП" Татьяна Сабодаш, главный хранитель фондов музея "Олесский замок", где сейчас хранятся полотна, когда-то Борис Возницкий привез из Жовковского костела буквально остатки этих картин. В ненадлежащих условиях в костеле они быстро превратились в ветошь. Но патриарху львовского, да и общеукраинского искусства, удалось привести их в порядок. 
- Мы получили их после очередной реставрации в Варшаве только 17 апреля, - рассказывает Татьяна Сабодаш. - Борис Григорьевич перед смертью даже не успел взглянуть на них: мы не успели их вывесить …
Это бесценные произведения искусства, каких в Европе осталось очень мало. Под эти две картины даже переделывали выставочный зал в Олесском замке, на что потратили сотни тысяч гривен.
- Размер баталии "Битва под Веной" - 8, 4 на 8, это 16 метров квадратных, - говорит Татьяна Сабодаш. - Для того, чтобы она поместилась, мы подняли потолок на четыре с половиной метра! "Битва под Парканами" - чуть поменьше, ее размеры примерно 7, 5 на 7, 2 метра. Борис Возницкий хотел вывесить ее в Золочевском замке. Там даже уже подготовили для нее зал…
Польские и украинские специалисты четыре года в прямом смысле слова реанимировали картины. И вот теперь, когда они отреставрированы, польский костел заявил на них права. 
Сотрудники музея уверяют, что не отдадут эти картины в Жовкву хотя бы потому, что против этого был их спаситель Борис Возницкий.
- Борис Григорьевич часто ссылался на слова Папы Иоанна Павла II, который сказал, что в костелах не место баталиям, кровопролитным картинам и стонам раненых, - говорит Татьяна Сабодаш.
Сотрудники музея собираются писать письмо президенту с просьбой воспрепятствовать перевозке картин в костел. 
 
А в это время
 
Если в храме создадут хорошие условия для хранения полотен, их могут отдать 
Во Львовской областной государственной администрации состоялся круглый стол, на который губернатор Михаил Костюк пригласил министра культуры.
- Сейчас мы изучаем вопрос, можно ли эти картины разместить в соответствующих  условиях, - говорит глава ЛОГА Михаил Костюк. – Речь идет об условиях хранения, климатизации, охране, противопожарных мероприятиях. В первую очередь важны безопасность и доступ к картинам. А уже такие тонкости, быть им или не быть в костеле, я думаю, мы в процессе дискуссии решим.
В то же время воевода Подкарпатская Малгожата Хомыч заверила, что, когда вопрос будет решен, картины будут иметь достойные условия хранения и уровень доступности. 
 
ВАЖНО!
А вот в областном совете считают, что полотна должны оставаться в Олесском и Золочевском замках. Прежде всего, потому, что так хотел покойный Борис Возницкий. Поэтому они даже готовы помочь с финансированием для надлежащего экспонирования картин.